Ivana

Отправить ссылку другу


Колыбель Безумия

28 лет    
Россия

I have shown you that the trappings of life are but an illusion

Календарь

  Июнь 2011  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

20 Июня 2011 в 23:59

Памятники Сатане

В апреле 2008 года я внезапно обнаружил возле станции метро «Новокузнецкая» памятник сатане (см. фото слева). Вернее, это был фонтан, представляющий собой скульптурную группу из Адама, Евы и жизнерадостного змея (автор - скульптор Мария Левинская). Как мы знаем, ветхозаветного змея не сразу стали трактовать как воплощение диавола, но, тем не менее, среди ныне бытующих интерпретаций «Змей есть сатана» - главная и самая известная. Выходит, что посреди исторического центра Первопрестольной Нерезиновой впендюрили памятник Первому Революционеру. И не побиваемому святым Егорием, а весело катающему на себе мифических первопредков человечества. Казалось бы - ну и что? Мне - ничего, я атеист. А вот, интересно, как смотрят на этот фонтанчик разного рода религиозные люди? Они ведь любят всюду видеть рога диавольские и, потирая ручки, сокрушаться, уличая власти, художников и всех на свете в приверженности злу.

Так или иначе, увидев тогда эту скульптуру, я решил написать коротенькую заметку о памятниках дьяволу. Решил - и благополучно отложил в долгий ящик. Не прошло и двух лет - я наткнулся в книге Жоржа Минуа «Дьявол» на упоминание других скульптурных портретов Ацкого Сотоны, что и послужило причиной моего возвращения к теме. Итак…

Самым, пожалуй, известным памятником Люциферу является установленный в мадридском парке Рэтиро El Ángel Caído (Падший ангел) работы Рикардо Бельвера. В 1879 году эта статуя получила премию на Всемирной выставке в Париже.

 

Функционально это тоже фонтан:

В путеводителях по Мадриду часто говорится, что это единственный в мире памятник сатане. На самом деле, это, конечно, не так. И до того, как на «Новокузнецкой» появился сатанинский фонтан, тоже было не так. Самый, по-своему, почитаемый памятник сатане - это три каменных столба в долине Мина: Jamrat al-Ula, Jamrat al-Wusta и Jamrat al-’Aqaba. Мусульмане, совершающие паломничество в Мекку, по пути к Каабе останавливаются у этих столбов и кидают в них камни. Столбы символизируют Иблиса, шайтана. Бросая в них камни, правоверные будто бы побивают сатану. Мне здесь однако видится пара интересных фишек. Во-первых, обязательный ритуал бросания чего угодно в некие столбы ужасно напоминает жертвоприношение, во-вторых же – властям Саудовской Аравии так или иначе приходится содержать эти столбы в порядке, чинить там, штукатурить и т.п. И, таким образом, выходит, что власти самой мусульманской страны в мире символически ухаживают за дьяволом. Впрочем, уверен, что сами они трактуют всё это иначе.

Ритуал строго регламентирован. Каждый паломник должен бросить по 21 камню в каждый из трёх столбов. Последние годы паломникам не приходится искать камни самим – их выдают заранее в специальных пластиковых контейнерах.

Поискав изображения данных столбов, я задался кое-какими вопросами. Например, известно, что столбов вроде как три. И вот это вроде как первый, самый маленький из них, Джамрат аль-Ула:

  Но что тогда вот это?

Всюду, где встречается это фото, говорится, что это все три столба сразу. Но того, что на предыдущей фотке, среди них нет.

А вот это вроде бы Джамрат аль-Акаба, то есть, последний из трёх столбов, но почему-то под крышей:

 

Единственное, что приходит по этому поводу в голову, - от постоянного побивания камнями столбы изнашиваются и их, наверное, время от времени отстраивают заново. А крыша - это вовсе никакая не крыша, а эстакада, сооруженная властями для того, чтобы сатану можно было побивать, так сказать, в двух уровнях.

Вот, кстати, сам ритуал - паломники радостно швыряют камешки в ацкого сотону:

 

 

Но вернёмся в Европу. В соборе святого Павла в Льеже с 1848 года (о да, эпоха романтизма) стоит (вернее сидит) сатана работы бельгийского скульптора Гийома Гифса (Guillaume Geefs):

 

Называется скульптура Le génie du mal (Гений зла). Гений зла снял корону и чешет репу, будто задумавшись: «Так, где ж я накосячил-то?». В том, что он накосячил, сомнений нет: нога прикована к камню - явный результат серьёзного просчёта.

До этой скульптуры в кафедральном соборе Льежа стояла другая, того же скульптора и с таким же названием. Вот такая:

 

Шесть лет этот Люцифер украшал собой собор, но постепенно стали поговаривать, что слишком уж он прекрасен для падшего ангела, многие прихожанки, мол, после посещения собора мучаются эротическими снами с ацким сотоной в главной роли, и в конце концов Гифсу заказали такого же, только с перламутровыми пуговицами - со страшными ногтями на ногах, суровым лицом и прорезающимися сквозь волосы рожками. В качестве натурщика для новой статуи, правда, опять был выбран какой-то чрезвычайно хорошо сложенный чувак, так что, думаю, с эротическими снами у прихожанок и до сих пор всё в порядке.

В романтическую же эпоху родился «Люцифер» миланского скульптора Константино Корти. К сожалению, насколько я понял, до нашего времени дошли только копии, гравюры и фрагменты. Вот гравюра и фрагмент:

 

Уже в середине XX века сваял пару своих Люциферов британский скульптор Джекоб Эпстайн (Jacob Epstein). «Архангел Люцифер» (создан в 1944-45 годах) стоит в художественной галерее Бирмингема:

 

А грустный сотона, являющийся частью сюжета «Победа архангела Михаила над дьяволом», лежит/висит на стене собора святого Михаила в Ковентри:

 

 

Наконец, в уже упоминавшемся Мадриде, кроме известной работы Бельвера, в 2005 году появилась ещё одна скульптура, часто принимаемая прохожими за памятник дьяволу. Вот такая:

 

 

Однако это не дьявол и даже не Икар. Эта работа скульптора Мигеля Анхеля Руиса называется «Крушение самолёта» (Accidente Aéreo) и к сатане, по уверению автора, никакого отношения не имеет.


Категория записи: Искусство и культура