ОСЕНЬ

Отправить ссылку другу

Подарки (7)

26 Июня 2015 в 14:30

«Сновидения с оттенком кошмара»: о художнике самозабвенном Тинторетто из Венеции

  Тинторетто был учеником Тициана, который, по одной из легенд, не стал работать 

с юным дарованием после окончания учебы, потому видел в нем опасного конкурента 
Фрагмент картины Тинторетто «Рай» (около 1588)
 
 
 
 
 
Живописец Тинторетто (1519-1594) получал такое удовольствие от написание картин, что мог взять оплату только за израсходованные материалы или вообще писать бесплатно. Если бы не жена, ставшая продюсером его работ, художник погряз бы в непрерывном потоке заказов. Об особых отношениях Тинторетто с конкурентами и его таланте изображать тонкую грань между реальностью и миром духов.
Жизнь Тинторетто внешне бедна событиями. Он писал картины — и все. Ну, так, женился, завел детей, оказался замечательным отцом, и все прочее, но ни триллера в духе Джулио Романо, ни буффонады в стиле Содомы мы тут не найдем. Тинторетто весь, без остатка, был художник и только художник.

 

 

 Ему доставлял огромное удовольствие сам процесс писания картин. Он запрашивал с заказчиков меньше, чем они собирались ему дать, иногда обходился не более чем оплатой израсходованных материалов, иногда вообще работал бесплатно и довольно часто просто из дружеских чувств помогал другим художникам — менее прославленным, чем он сам — в качестве беспланого подмастерья. За это венецианские художники платили ему благодарностью и любовью. Что, откровенно говоря, среди художников редкость, ведь обычно они не терпят конкурентов и завидуют друг другу. Но Тинторетто любили. Впрочем, враги у него тоже были — сам Пьетро Аретино, «овод государей», удостоил художника не вполне понятной ненавистью и забросал памфлетами, написанными, по обыкновению, блестяще.

 


У Тинторетто, при всей его славе и непреывном потоке заказов, были бы серьезные проблемы с деньгами, если бы не его жена, Фаустина деи Вескови, которая в конце концов избавила супруга от тягостных финансовых переговоров с заказчиками, взяв семейный бюджет в свои руки. Она играла в жизни Тинторетто примерно ту же роль, что Гала Дали при Сальвадоре, но не была так жадна до презренного метала и удоволствие мужа ставила выше выгодных контрактов. В результате Тинторетто не бедствовал, хотя и не разбогател, как, например, Тициан и Веронезе. Полагаю, что, если бы не Фаустина, Тинторетто любили бы меньше. Он отбивал бы заказы у других мастеров Венеции и сбивал бы цену. А так — коллеги по цеху даже заботились, чтобы гонорар Тинторетто был достаточно высок, давали Фаустине советы по составлению договоров и так далее.

Но я хотел рассказать не об этом казусе, а о престранной манере Тинторетто разрывать изображаемое пространство, вспуская в щели вихрь потусторонних сущностей. Это самое сильное в его картинах — духи, ангелы, божества, привидения, демоны обрушиваются на людей нашей Вселенной, буквально сметая их со своего пути.
Мне повезло — первая же картина Тинторетто, которую я осмысленно осматривал, оказалась «Похищение тела Святого Марка» в Академии. И в этой картине наиболее ярко проявился метод Тинторетто. 

 

 

 

 

 

 

 Гроза, обрушивающая на город, превращает горожан, разбегающихся с площади заливаемой дождем, в какие-то ирреальные фигуры, причем ирреальность в наши дни подчеркнута полупрозрачностью этих фигур: пигменты масляной краски на протяжении веков теряют плотность, становятся бесцветными, а в результате сквозь написанные детали просвечивает фон... Но тут, на этой картине, еще и странность освещения, свет, льющий ниоткуда, не сверху ни снизу, он придает происходящему характер сновидения с оттенком кошмара. Преувеличенная перспектива, странный свет, вода, заливающая все вокруг, безумный блеск молний и персонажи, падающие на полированные плиты бесконечно огромной пустой площади. Взгляд зрителя мечется в пространстве картины и неуклонно, последовательно направляется художником к самому странному элементу, к гиперреалистически выписанной голове верблюда, возвышающегося над персонажами.

 


«Похищение тела Святого Марка» вызывает очень странно ощущение, своего рода эйфорический ужас, восторг падения в пропасть, экстаз последних секунд перед ничто.

И рядом с этим полотном — как бы его разъяснение, еще мрачнее, еще причудливей, но с таинственностью, разъясненной логически, как в жутких рассказах Говарда Лавкрафта — «Обретение тела Святого Марка в катакомбах Александрии». 

Никто из художников, ни до ни после Тинторетто, не мог показать тонкую грань между мирами. Все призраки, даже у Фюзли, смахивают на что-то вроде деревенского маскарада, а иные Вселенные, детально прописанные Иеронимусом Босхом, отдалены от нашей юдоли на космические расстояния. Но Тинторетто постоянно, с восторгом первооткрывателя, демонстрировал хрупкость видимого нам мира. Даже если по сюжету его картины все в порядке и персонажи спокойны до идиллии, все равно где-то рядом уже напрягается готовая лопнуть перепонка границы естественного и сверхестественного.

И, что особенно интересно, для Тинторетто нет ничего хорошего в соприкосновении людей с существами иного мира. Даже традиционно благостные темы Благовещения и Поклонения Волхвов выглядят в интерпретации Тинторетто катастрофами — каждый, кто побывал в Скуола Гранде ди Сан Рокко, согласится со мной.

 

 

 

 

 Тинторетто практически в одиночку, при минимальной помощи подмастерьев, расписал это огромное здание, ставшее его идеальным произведением искусства, идеальным слиянием архитектуры, дизайна и живописи. Это надо видеть, надо быть там, но, знаете, почему-то мало кто идет к самой сильной работе Тинторетто в Скуола Гранде. Может быть, дело в том, что эта работа великого мастера как-то обойдена вниманием историков искусства, про нее мало кто упоминал. А она, тем не менее, заслуживает самого пристального внимания: диптих «Святая Мария Магдалина» и «Мария Египетская». Вообще-то Тинторетто не умел рисовать женщин. Они у него деиндивидуализированы и лишены психологии — в поразительном контрасе с предвещающей барокко экспрессивностью мужских лиц. К тому же Тинторетто постоянно разворачивает женщин так, чтобы не возникало необходимости тщательно их прорабатывать. Но эти две женщины выходят из общего ряда персонажей художника. Они — личности, причем, пожалуй, самые крупные во всем творчестве гениального венецианца. И та и другая балансируют на грани реальности, но если Мария Магдалина отворачивается от безумной Вселенной ужасных чудес, углубляясь в книгу (и свет, исходящий со страниц книги, золотит ее лицо), то Мария Египетская бесстрашно всматривается в потустороннюю бездну.  

 

  

 

 

 

  http://www.livejournal.com/magazine/913992.html

Дождь - Композитор Алексей Рыбников. Музыка к кинофильму "Заяц над бездной" 

  

Сообщить об ошибке Отправить ссылку другу
5 комментариевКомментировать

galtinari 28.06.2015 16:50

Многомерность мира зашкаливает. Тревожно и мрачновато .Мария от такой толпы могла сильно испугаться .Тициан нравится больше. Он вряд ли боялся конкуренции. Просто научил, чему смог. Они слишком разные.

ОСЕНЬ 29.06.2015 04:46

Благодарю, а почему вы не допускаете, что Тициан и правда, из-за опасения конкуренции, не стал и далее сотрудничать с Тинторетто? Вполне возможно:-) Не каждый учитель способен выдержать ученика, уже заранее предвидя в нём силы и талант, который, возможно, затмит его самого со временем.. Но это лишь предположения, и да, свою роль могла сыграть и очевидная разность темпераментов. Как было бы интересно и узнать наверняка:-) Ну это уже из чисто женского любопытства:-)

galtinari 6.07.2015 20:27

Почему так думаю? Ну чего же было бояться Тициану? Он уже был знаменит . Учеников мастера брали с целью помощи т.к. было слишком много заказов. Подмастерья делали часть работ- наводили краски, грунтовали холсты, писали части (одежду, небо ...) картин , при этом обучаясь ремеслу. Ну , а если ученик упрям или не способен перенять манеру и колер мастера (хотя все же успел много), то он портил "имидж" . Недостатка в учениках не было, а то что он назывался учеником Тициана (ну как у нас диплом известного ВУЗА)- только плюс для начинающего, и менее дорогого художника для заказчика.

Глеб Иловайский 30.06.2015 16:13

Очень интересно -- +++++++

ОСЕНЬ 30.06.2015 19:19

Ты за него раньше слышал?