Оцените страницу

Слава Великой Руси

Календарь

« Июнь 2016  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

28 Июня 2016 в 16:52

Мысль-Тезис.

Мысль-Тезис. Сегодня это правда, завтра это ложь, а после завтра не разберёшь. Евгений Суэтин. 9 января 2013 год.

Категория записи: Свободные темы

28 Июня 2016 в 16:50

Частичка Истины.

Частичка Истины. Вселенные умирают, но кости и черепа Вселенных хранят память - прошлое, которое живёт... ... Рождаются новые Вселенные. Евгений Суэтин. 23 февраля 2012 год.

Категория записи: Свободные темы

9 Апреля 2015 в 21:48

Амарант - уникальное растение, способное накормить всех.

Амарант - уникальное растение, способное накормить всех.

Амарант - растение с очень древней и драматичной историей возделывания. Более восьми тысяч лет назад амарант начал культивироваться в Южной Америке, был второй зерновой культурой после кукурузы.

Продукты из амаранта входили в рацион питания ацтеков и инков. Известно также, что амарант не только считался зерновой культурой, но и имел лечебную и священную силу.

Потом амарант запретили возделывать, он был забыт; и только спустя четыре столетия о нём вспомнили вновь.

В 30-е годы прошлого века, русский ученый Н. Вавилов заинтересовался и стал изучать амарант.
Он стал активным пропагандистом этой культуры в России.
Но вскоре на ряд крупнейших ученых и научных направлений обрушиваются репрессии .
Начались преследования генетики, академик Николай Вавилов был арестован,
исследования амаранта в России запрещены, а эта культура объявлен сорняком.
Н.Вавилов умер в Саратовской тюрьме от истощения спустя 3 года , а об амаранте в России опять забыли ..

С 80-х годов активные исследования свойств амаранта в России возобновились.
Интересно, что наши НИИ , при попытке найти семена амаранта на рассаду и в пищу от нескольких производителей (а их всего-то по пальцам пересчитать) получало ответы: все выкуплено заранее правительственными организациями.
Об уникальных свойствах этого растения слышали уже многие. И везде ведутся активные исследования возможностей его пищевого и медицинского применения, пользу которых для организма трудно переоценить.

26 Сентября 2014 в 16:47

Целебная ягода - голубика.

Целебная ягода - голубика.

О целебных свойствах голубики люди знали издавна. В старину голубику использовали как противоцинготное средство. Лишь в ХХ веке это ценное растение начали окультуривать, так что, голубика — самая новая из многочисленных садовых плодовых культур.

В качестве лекарственного сырья можно использовать практически всю надземную часть кустарника голубики: и плоды, и листья, и молодые побеги, и даже кору. Не только в ягодах, но и во всех частях растения голубики содержится очень много витаминов: витамины C, РР, витамин A, или каротин, глюкоза, фруктоза, сахароза (5, 6-6, 5%), яблочная, лимонная, бензойная органические кислоты (1-1, 6%), дубильные, красящие, пектиновые вещества, антоцианы, флавоноиды, и очень полезная клетчатка. Однако, при сборе листьев голубики следует помнить, что в молодых листочках витаминов содержится больше, чем в старых.

Голубика стала популярна не только как витаминное и общеукрепляющее целебное средство, которое освежает и успокаивает. Употребление ягод голубики в свежем виде хорошо влияет на деятельность желудочно-кишечного тракта. При более длительном употреблении голубики в пищу отмечается также противоанемический, вяжущий и мочегонный эффект. Вместе с голубикой можно употреблять черноплодную рябину, землянику, виноград, черную смородину, крыжовник, мандарины.

Свежие ягоды голубики рекомендуются употреблять в пищу в сезон сбора при гиповитаминозе, анемии, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также дизентерии. Из голубики можно сварить не только варенье, но и получить вкусный и очень красивый красно-пурпурный сок. Сок из ягод голубики полезен при анемии, цистите, лейкоплакии, а так же, как седативное средство; морс, приготовленный из сока голубики, принимают при лихорадочных состояниях. При лечении сахарного диабета, гастроэнтеритов, запоров и поносов можно принимать не только отвар из сухих ягод, листьев и других частей растения голубики.

Голубику можно использовать в составе лекарственного сбора, например, такого:

Голубика (можно использовать все части растения) - 1 ч.

Земляника (все растение) - 1 ч.

Брюква - 1 ч.

Брусника (все растение) - 1 ч.

Черника (все растение) - 1 ч.

Трава зверобоя продырявленного - 1 ч.

Пыльца почки сосны обыкновенной - 1 ч.

Почки и молодые листья березы - 1 ч.

Такой лекарственный сбор применяется при белокровии, сильном недомогании. При нарушении обмена веществ 1 ст. ложку лекарственного сбора заварить 200 мл кипятка, кипятить 2-3 мин в плотно закрытой посуде, остудить, процедить. Принимать по полстакана 3 раза в день.

Категория записи: Здоровье и медицина

23 Сентября 2014 в 12:01

Родноверие

Родноверие

Есть люди, которые понимают родноверие , как необходимость жить среди дикой природы и творить все своими собственными руками. Находятся и такие люди, кто пытается осознать передовую сущность этой веры. Ведь она не только в примитивном мышлении и почитании старых Богов, но и в понимании принципов мироздания и места человека в нем.
Такие взгляды могут пригодиться и в современном городе, и даже на космической станции. Ведь всех родноверов объединяет бережное отношение к наследию предков, понимание преемственности и желание продолжать дела своих предков.

Хотя родноверие и имеет разнообразные проявления, прослеживается один общий идеал: гармония мира, свободы и долга. Люди действительно учатся жить и принимать внешние условия, развиваться в них, будучи готовыми пожертвовать своими интересами ради высших.

Родноверы имеют распространенную точку зрения, что своим богам надо не поклоняться, а просто чтить их. Да и сильным, смелым богам был бы неприятен вид унижающихся ради них людей. Ведь мы являемся их продолжением, учениками, а не рабами. Родноверы видят в каждом из своих богов не самодура, которого надо задаривать и падать перед ним ниц, а древнего сородича и предка. В этом плане вера родноверов отлично гармонирует с материалистической точкой зрения появления религий из поклонения реальным людям, живших в те или иные времена на планете. Так что же плохого в почитании пращуров, от которых не осталось даже следа в виде могил, зато сохранилась древняя культура?

Главным для родноверия является понимание того, что между человеком и богами нет непреодолимой и принципиальной разницы. Эта вера призывает не столько выполнять волю высших существ, сколько реализовывать себя, выращивая те качества, которыми обладают боги. Так что если кто-то и падает ниц перед деревянными идолами, то это имеет отношение к личной психике человека. Есть личности, которым просто требуется кому-то поклоняться таким образом, но при чем тут родноверие ? Здесь принято славить богов творчеством, познанием, дружбой, любовью, воспитанием детей и веселыми игрищами.

Славянское родноверие нам особенно близко. Все мы выросли на сказках о Бабе Яге и Сером Волке, в итоге культурная традиция близка нам с детства, не требуя для понимания дополнительных толкований или ученых книг. Для современного русского человека славянские мифы, в которых заложены представления о мироздании, являются естественными. Эти люди ценят красоту природы и готовы воспевать ее здесь и сейчас, а не надеяться на счастье после смерти. В образах богов персонифицированы истинно человеческие черты, пускай и доведенные в сказаниях до высокой планки. В древнеславянском мире человек находит примеры того, как можно вести себя в жизненных ситуациях, которыми богат современный мир. К тому же богов в пантеоне родноверия так много, что каждый может выбрать того, кто лично ему близок.

Большинство современных родноверов вовсе не лишены любви к людям. Но это чувство выступает восхищением возможностей для самореализации, а не жалостью к несчастным. Предполагалось, что любовь надо заслужить, быть достойной ее. Те системы, которые пропагандируют любовь к любому человеку, выдают ее словно бы авансом. Родноверы же изначально относятся ко всем людям просто доброжелательно, оставляя непосредственно любовь только тем, кого они хорошо знают. Взглядам родноверов вполне соответствует принцип «справедливость выше милосердия». Ведь несложно представить мир, в котором любое деяние влечет за собой справедливое возмездие. А вот представить мир, основанный на одной любви, будет довольно тяжело. Ведь тогда придется прощать и зло, и ненависть. Так что истинно человеколюбивой можно назвать как раз ту систему, которая призывает человека развиваться и стремиться стать подобным богам.

В родноверии не принято рисовать мир в черно-белые краски и делить на плохое-хорошее. Здесь богов куда больше, чем два, при этом нет таких, кто является олицетворением блага или вреда. Разве плохо сохранять накопленные богатства и земли, знания и традиции? Это часть мироздания, которой родноверие уделяет справедливое внимание.

Неверно было бы утверждать, что родноверие почитает смертоносные силы. Почти все ритуалы основаны на двойственной символике рождения и смерти, акцентируется их единство. Вполне логично, что в весенних и летних праздниках чаще присутствуют мотивы рождения, а в осенних и зимних - смерти. Наблюдая за природой, древние поняли, что каждый раз природа оживает после гибели. Такой круговорот дает понять, что каждая смерть является лишь началом новой жизни. Дальнейшее существование невозможно без временной смерти, рождение освежает жизнь. На этом основываются сюжеты об умирающем и воскресшем боге или герое. Даже в сказках можно обнаружить проглоченную и спасенную Красную Шапочку, воскрешенную Спящую Царевну и оживленного с помощью особой воды Богатыря.

Часть нашей психики имеет прочную связь с дикой природой, чувства свободы формировались в нас на протяжении тысяч лет. Эту мощную бессознательную составляющую невозможно игнорировать и подавлять. Ведь даже сегодня городских жителей манят первобытные развлечения - костер, прогулка по лесу, купание в реке. Еще недавно пеший туризм был популярным среди молодежи. Так что же плохого в том, чтобы дать возможность своему телу полностью прикоснуться к природе?

На самом деле источников осталось довольно много, что позволило считать славянские традиции сохранившимися, кроме того реконструировать мировоззрения и обряды. С другой стороны стоит признать, что у славянского родноверия куда меньше осталось памятников, чем у древних скандинавов или греков. А ведь у наших предков были мощные храмовые комплексы, сопоставимые с греческими. При каждом поселении стояли вкопанные деревянные изваяния богов, просто да наших дней ничего не сохранилось. Увы, мы - не Греция. Там остались работы Гомера, Еврипида, Гесиода, а из древнеславянской литературы обычный человек может вспомнить разве что о «Слове о полку Игореве».

Однако не все так плохо, смерть храмов и идолов не означает гибель традиции. Остались старые сказки, которые переносятся из поколения в поколения. Специалисты находят там немало интересного. Удивительно, но о родноверии подробно рассказывают христианские поучения против этой веры. Инструкции духовенства описывают, каких именно обрядов и верований священник должен бояться и избегать. При этом некоторые поучения датируются даже XVIII веком, что свидетельствует о прочных корнях родноверия в народе.

Дело в том, что после крещения Руси и последовавшей затем христианизации славяне обрели сложный мировоззренческий набор, который уместно называть двоеверием. Церковь так и не смогла искоренить верования и обряды, которые обозвали православной традиций. Например, в Библии не указана дата рождения Христа, а церковь отмечает Рождество в день, очень близкий к славянской Коляде, зимнему Солнцевороту. Так и праздник Ивана Купала получился путем наложения образа Иоанна Крестителя на славянский праздник - летнего Солнцеворота. Илья-пророк на колеснице слился с громовержцем Перуном. Велеса народ почитает под именем святого Николая.

Другой источник знаний о древнем родноверии - сравнительный анализ мифов и легенд индоевропейских народов. Оказывается, в преданиях есть немало похожих сюжетов, образов и мотивов, пускай и разнятся имена героев. Греческий Гермес напоминает Одина или Локи у скандинавов, Тор похож на Геракла. Однако за всем этим просматривается единая суть. Даже этимология имен богов указывает на единый корень. Хотя сравнительный анализ и не может восполнить конкретные пробелы, общую картину понять можно. Да и кто сказал, что надо придерживаться старых правил? Современное родноверие должно стать логичным продолжением древних образцов, адаптированных к нынешним реалиям.

Для массового читателя вся информация о родноверии - набор книг в жанре фэнтези. Тому, кто действительно хочет прикоснуться к этой тематике нетрудно будет найти довольно много серьезной литературы на эту тематику. Немало исследований на эту тему у историков, лингвистов, религиоведов. Ведь тот, кто ищет - всегда найдет!

Категория записи: Свободные темы

21 Сентября 2014 в 19:28

ИЗНАЧАЛЬНАЯ СИЛА ЖЕНЩИНЫ

ИЗНАЧАЛЬНАЯ СИЛА ЖЕНЩИНЫ

Женщины имеют колоссальную, но совершенно не осознаваемую ими силу. Большинство женщин совершенно ею не пользуются, меньшинство пользуются лишь малой долей этой силы... Вспомните историю, как из-за женщин начинались войны, рыцари стрелялись на дуэлях, ради руки и сердца женщины... Те женщины, явно, были особенными, они, явно, осознавали свою силу и мудро ею пользовались...

Помните, дорогие, если женщина не пользуется своей женственностью, то она начинает пользоваться, чем?.. Мужественностью... И, конечно, сразу проигрывает. Потому, что она не мужчина!.. Единственная возможность добиваться своего для женщины (будь то внимание самого неприступного мужчины, будь то сохранение любви в семье и так далее), это - быть Женщиной! Действовать по-женски!

Что значит, действовать по-женски?.. Это значит, являть всем своим обликом красоту, красоту как внешнюю, так и внутреннюю. Это не должна быть пустышка в красивой обертке и не должна быть замарашка с прекрасным внутренним миром. Во всём важна именно гармония!.. Женщины боятся быть яркими, боятся выражать себя, они одевают черные одежды, серые платки, и еще надеются быть замеченными мужчинами. Но мужчинам важно видеть красоту, видеть рядом с собой солнышко, которое ярко светит...

Это значит, быть наполненной и счастливой. Показатель нашей наполненности - ничем не обусловленная улыбка... Посмотрите сейчас на себя, вы улыбаетесь? Или сидите с хмурым, как серая тучка, лицом?.. Если, второй вариант, то вам срочно нужно повышать запасы женской энергии, отбросить все дела, оторваться от чтения этой статьи, и пойти наслаждаться жизнью, радовать себя приятными впечатлениями... Дорогие женщины, мужчины обожают наши улыбки! Ради них, они готовы на подвиги и героические поступки, они готовы быть для нас самими благородными, самыми щедрыми, самыми мужественными, если мы будем говорить с ними не с претензиями и недовольством, а с искренними улыбками и нежностью в голосе!

Это значит, быть игривой и энергичной... Женщины часто думают, что мужчины, особенно в солидном возрасте, тянутся к девушкам помоложе. Это не так! Мужчины тянутся к энергичным девушкам! Если вы в 50 лет умеете быть игривой и энергичной, мужчина от вас никогда не уйдет! Потому что мужчина едет на женской энергии, как машина на топливе. Ему необходима постоянная подпитка от женщины, это утверждают сами мужчины. Вспомните фразу мужчины о женщине: "Я жажду ее". Именно "жажду"... Ведь, женщина, как вода, питает своего мужчину, дает ему энергию, силу, возможность достигать любых вершин! Женщина может брать энергию от чего угодно: от природы, покупок, любых внешних факторов, приятных эмоций, у мужчин такой способности нет, они берут энергию именно от женщин...

Это значит, обладать высоким духовным потенциалом... Если даже вы красивая и энергичная девушка, но уровень духовности в вас низок, мужчина будет с вами встречаться, спать, брать от вас энергию, но никогда не захочет на вас жениться. А даже если, по глупости, женится, то очень скоро станет поглядывать на других женщин... Женщина должна осознать свою Божественность, прочувствовать ее. Она должна заниматься саморазвитием, нести Любовь на все планы бытия. Она должна понимать предназначение женской Души, которое заключается в том, чтобы проявлять женские качества, быть реализованной в семье, как жена и мать...

Духовно развитая женщина никогда не подпустит к себе мужчину на первом же свидании, она тактично даст понять ему, что несерьезные отношения ее не интересуют. Что ее чистота, ее женственность, ее любовь предназначены лишь для одного, самого лучшего мужчины, и размениваться на случайные связи она не согласна...

Но, духовно развитых женщин, у нас сегодня единицы, а остальные - так, просто женщины, ценности никакой они из себя не представляют, ведут себя часто, как мужики, работают как лошади, командуют, орут, вечно недовольные, замученные, порой еще и сигарета в зубах... чего с таких "женщин" взять? С такими ни один нормальный мужчина не захочет семью создавать. Может и попользуется ею пару раз, а потом сбежит... Потому что мужчинам нужна женственность, нужна нежность, вдохновение, любовь, красота, игривость, чистота, женская мудрость... Именно такую, самую ценную для себя женщину, и ищут мужчины, а найдя, берегут как зеницу ока, потому что такая женственная женщина - действительно алмаз, настоящее сокровище, среди миллиарда подделок...

Помните, дорогие девушки, то, какой мужчина будет или уже есть рядом с вами, то, какая семья вас ждет, зависит от вас, от того, на сколько вы Женщина... Будьте женственны, развивайтесь, обретайте внутри себя гармонию, и тогда счастье, радость и любовь, станут вашими вечными спутниками!
 

Категория записи: Семья и дети

23 Июля 2013 в 13:04

Правильный хлеб

 Правильный хлеб.

Хлеб делается на закваске.
Заквасок разных очень много: хмельная, картофельная, ячменно-пшеничная, кефирная и т.д. В интернете очень много разных рецептов, каждый может выбрать по душе. Часть закваски используется, часть оставляется в холодильнике, потом обновляется и снова используется часть. В общем, закваска – вещь почти что вечная, если ее содержать в правильных условиях (не перегревать, не замораживать, лучше всего держать в холодильнике, обновлять периодически), то она прослужит очень долго.
Воду при приготовлении хлеба лучше всего использовать структурированную – либо родниковая, либо заморозить, либо работать с энергетикой.

Как обновлять закваску

Берем чайную ложку закваски, в чистую пол-литровую банку, добавляем 1/3 банки воды, 1/2 чайной ложки сахара + мука пшеничная. Домешиваем до консистенции сметаны (или жидкой сметаны).
Ставим ее на стол на ночь, закрыв тканью или марлей. Примерно на 12 часов (лучше именно на ночь). Она должна вся ожить и «пробулькать».
Заводим хлеб только со свежей закваски!
Если отслоилась вода, то ее слить.
Если плесень, то выбрасываем.
Раз в неделю закваску надо обновлять.

Рецепт хлеба-теста

• стакан жидкости (вода, молоко, квас, сыворотка)
• 2 ст. ложки закваски
• 1 ч. ложка соли (без верха)
• 1 ст. ложка сахара (без верха) (можно меда)
• мука (примерно 2-3 стакана, но смотреть по «ощущениям»)
• добавки (специи, солод, орешки, семечки, грибы, кунжут, отруби и т.д.)
Пшеничный хлеб: 100% пшеничная мука
Пшенично-ржаной: 50% пшеничная + 50% ржаная мука + солод (1-4 ложки)
Гречневый: 50% пшеничная + 40% ржаная + 10% гречневая мука
Льняная, тыквенная и т.д. не более 10%.
Цвет ржаного хлеба создается не ржаной мукой, а солодом.
Тесто можно заводить сразу с закваски, а можно и опарным способом.

Опара

Основной рецепт, но муки до консистенции сметаны. Ставим на 2-12 часов в теплое место (парник, батарея, около газа, или просто на столе). Она тоже должна «пробулькать».
Затем в опару добавляем муки до замеса.
Тесто ставим в форму, смазанную растительным маслом. форма должна быть желательно с толстыми краями (лучше дюралюминиевая).
Сверху хлеб тоже смазываем маслом и ставим в теплое место (теперь уже точно!) от 25 – до 40 градусов. От 2 до 24 часов. Тесто должно «подойти».
Пшеничный хлеб поднимается в 2-2, 5 раза.
Пшенично-ржаной – в 1, 5-2 раза.
Ржаной – в 0, 5 раз.
Хлеб «подошёл» – ставим его в духовку.
Электрическая печь – в раскаленную, и сразу выключаем.
Газовая – раскаляем, печём первые 20 минут на большом огне, потом выключаем и пусть доходит.
Но каждая печка-духовка индивидуальна…
После выпекания ставим на проветриваемое место. Если корочка твердая, то укрываем влажным полотенцем. Если в меру – то просто тканью.
Очень важно!!! Во время приготовления хлеба нельзя кричать, ругаться, делать резких движений, дверцу духовки закрывать осторожно, т.к. хлеб может «не подняться» или «упасть».
Также важно, с какими чувствами и мыслями вы готовите хлеб, т.к. все они передадутся хлебу, а следовательно и кушающим его. Никакого негатива! Только любовь! Приятного аппетита!

Категория записи: Кулинария

5 Июля 2013 в 09:19

ДЕНЬ ЯРИЛЫ-СОЛНЦА

ДЕНЬ ЯРИЛЫ-СОЛНЦА
Сегодня, в Лѣто 7521, все Славяне празднуют День Ярилы-Солнца.
Ярило - Солнце - Светлейший Небесный Бог-Покровитель Земной Жизни. Ярила - покровитель всех Светлых, Чистых. Добрых. Сердечных Помыслов и Мыслей людей.
Ярила - хранитель Благих и Чистых Сердец и нашего дневного Светила, которое дарует всем живущим на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь.
Образ Ярилы-Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных символов и коней.
На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».
Некоторые считают, что это не только бог солнца, но и славянский Эрос, бог любви и страсти. Другие считают, что это бог животворной силы природы: когда все растущее приходится в яр, то есть покрывается зеленью, начинает плодоносить, тогда и животные ярятся — стремятся произвести потомство. К этому дню приурочивали ярмарки, игрища. Праздник сопровождался кулачными боями, песнями, плясками. Вечером у костров народ веселился, песни пел, молодежь хороводы водила, травы душистые, чаи лечебные заваривали.
Известия о древних празднествах так недостоверны и изменены местными условиями, что трудно добраться до их истока, — к числу таковых принадлежит и Ярилин день. В какое время он появился у нас? Какие оказывались ему почести? На эти вопросы не возможно ответить определенно. Из древних источников (М.Забылин) известно только, что праздник сопровождался бурным весельем в Костромской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерниях, быть может, и во многих других местах. Составляли его увеселение кулачные забавы, игры и ярмарочные сборища.
Ярило веселый, разгульный бог страсти-удали. Взглянет Ярило на встречного — тот без пива пьян, без хмелю хмелен; встретится взором Яр-Хмель с девицей-красавицею, — мигом ту в жар бросит: так бы на шею кому и кинулась... А вокруг него, по всему его пути, по дороге Ярилиной, цветы зацветают, что ни шаг, что ни пядь — все духовитей, все ярче, цветистее.
В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало народное игрище, Ярило. Оно совершалось перед заговеньем на Петров пост. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, и потом, с рассветом, толпы двигались за город на большую площадь, расположенную вне Московской заставы. Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем.
Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие.
Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — одним словом, всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям.
Стародавний, освященный веками обычай, многие и многие годы спустя после исчезновения из памяти народной первобытного брака-умыкания, заставлял матерей еще не так давно посылать девушек «невеститься» на ярилины игрища. На последних допускалось самое свободное обращение молодежи обоего пола между собою. При этом, впрочем, все сопровождается полной благопристойностью. Собравшимися затевается игра «в горелки». Высмотревшие себе невест становятся попарно с приглянувшимися им девицами в длинный ряд; один из них, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает его какая-нибудь девица-красавица. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!» После этого одна пара бросается в разные стороны, стараясь снова схватиться руками, а «горевший» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоящим с нею раньше парнем. Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за другими парами. Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые скрывали парочки.
Есть местности, где Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают из себя одну, наряжают ее в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. На Белой Руси поют при этом песню о боге-Яриле и его радстном-веселом хождении по свету белому:

А гдзеж ен нагою —
Там жито капою,
А гдзеж ен ни зырне —
Там колос зацвище!..

На Ярилиной неделе, по суеверному представлению народа, особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», — гласит один подобный заговор, — «стояла гробница, в той гробнице лежала девица, чадо Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце ретиво по чаду Божием ((имярек) и дайся по нем в тоску и печаль!»
Почти повсеместно сохранился древний обычай — ходить в это время к покойникам на могилки. Здесь все угощаются, оставляя, чем угоститься и лежащим в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых: уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, того хозяина, который вернувшись домой, найдет все съеденным и выпитым.
«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!»

Категория записи: Свободные темы

5 Июля 2013 в 08:56

Воспитание детей в народных традициях

 Воспитание детей в народных традициях

 Сегодня родителям предоставлена свобода выбора – есть разные детские учреждения, школы с многочисленными уклонами, гимназии и пр.; существует система платного частного обучения и бесплатного – государственного. Ребенок может находиться под наблюдением обычного участкового врача или оплачиваемого специалиста; женщина вправе выбирать тип роддома и способ родов. На первый взгляд, это должно радовать и успокаивать, но зачастую это оборачивается растерянностью и неверием в предлагаемые услуги. Во-первых, далеко не каждой семье под силу оплатить дорогое образование или медицинское обследование. Во-вторых, многих настораживает ориентация педагогов и медицинских работников на иностранные образцы, которые далеко не всегда подходят нам, иной раз прямо противоречат сложившимся взглядам, привычкам и национальному самосознанию.

Наконец, последнее время мы столкнулись с еще одним явлением, чреватым самыми непредсказуемыми последствиями: появилось великое множество доморощенных целителей, «специалистов» по разным магическим «наукам», официально предлагающих на страницах печатной продукции свою помощь во всех случаях жизни. Столь же многочисленным и разнообразным представляется и институт всякого рода репетиторов, воспитателей, создателей клубов, кружков, групп по обучению детей и их творческому, эстетическому развитию. Спору нет, в этих областях есть прекрасные специалисты, честные и умные люди, но, согласитесь, халтуры и безграмотности, авантюризма и эгоистического стремления хорошо зарабатывать при полной безответственности тоже хватает.

Есть еще одно не менее настораживающее обстоятельство. Зачастую современная молодая женщина стремится, как можно раньше получить свободу от домашних дел, в том числе и от воспитания собственных детей, перекладывая это на кого-то другого. Хорошо ли это? Дла карьеры женщины, разумеется, хорошо. Для ребенка – плохо, если не пагубно. В этом смысле народная культура была гораздо добрее к малышу и при всей своей наивности и в чем-то примитивности в главном была, безусловно права. Мать и дитя – единое целое, и искусственно разрывать это единство – значит, наносить вред, как ребенку, так и матери.

Русское крестьянство – в течение веков выработало оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Апробированная и «узаконенная» многими поколениями система представляла собой пестрое, многослойное, сложное, в чем-то и противоречивое целое. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Ребенок, с точки зрения наших предков, должен бал полностью овладеть тем минимумом знаний и умений, который помог бы ему стать полноценным членом общества.

По сути ребенка надо не столько учить (в узком смысле слова, т.е. «пичкать» знаниями), сколько раскрывать перед ним мир, заразить желанием познать этот мир и найти в нем место, наиболее соответствующее каждой индивидуальности. Кто-то из мудрецов сказал однажды: «Ребенок – не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

Воспитание словом

В традиционной культуре широко применялись и словесные приемы воспитания. Считалось, что ребенок должен не просто расти в соответствии со своей природой (как дерево или травинка), его надо и «доделывать» через слово, движение, вводя тем самым в мир человеческой культуры.

Игрушки в жизни ребенка

Мир народной игрушки

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места.

Красноречивы находки отечественных археологов. На территории расселения восточных славян обнаружены деревянные лодочки, погремушки, волчки, коньки, птички, мечи, даже детские музыкальные инструменты – дудочки, трещетки, жужжалки.

Факт, что игрушки всегда сопровождали детство, - неоспорим. Как неподлежит сомнению и то, что мелкая пластика (игрушки в том числе) выполняла в прежние времена гораздо более значимые функции и использовалась в культуре гораздо разнообразнее.

Сегодня исследователи выделяют несколько типов игрушек, классификацию их по различным признакам. Не углубляясь в научные рассуждения, отметим основные типы. Прежде всего, это образная игрушка воспроизводит вещный мир взрослых, их труд, быт, предметы материальной культуры. Выделяется дидактическая игрушка, не имеющая прямых аналогов в природе и реальной жизни людей, - погремушки, жужжалки, головоломки. Существуют игрушки плоские и объемные, натуралистические и символические (даже вполне абстрактные), игрушки одинарные и употребляемые только или преимущественно в наборе (кубики, лото, солдатики, посуда); игрушки готовые и те, что следует собрать своими руками (конструкторы, картинки из деталей). Особый разряд составляют так называемые моторные игрушки – мячи, волчки, палочки, скакалки; они рассчитаны и на индивидуальные, и на коллективные подвижные игры.

В месте с тем надо помнить, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Дети в игре производили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, в похороны и рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои, вводило в обрядовую культуру. Ведь, изображая обряд, дети запоминали порядок ведения его, правильное использование вещей в том или ином ритуале, наконец, усваивали словесно-музыкальную сторону: подражая взрослым и перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, дети овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, искусством причитания, своеобразной обрядовой пластикой и пр.

Детские игры в обряды наделялись в особых контекстах магической силой. Если замечали, что игра в свадьбу устраивается возле дома, где есть невеста на выданье, это всячески поощряли, пологая, что дети могут как бы накликать, спровоцировать настоящую свадьбу. Если же дети начинали играть в похороны у одного из углов избы, их старались отогнать подальше, отвлечь на другие занятия, поскольку в этом случае игровое поведение детей рассматривали как вещее предзнаменование.

Эмоциональное воздействие игрушек

Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но чтобы эмоциональное воздействие было положительным, следует знать, что делает игрушку (для каждого возраста, особенно для младенца и малыша двух-пяти лет) эмоционально привлекательной, желанной, что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней. Важен и размер игрушки. Вероятно, многие сталкивались с тем, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Конечно, никто не станет специально подбирать игрушки одного («правильного») размера, но нельзя все же забывать о том, что одна из главных привлекательных черт игрушки состоит в ее сомасштабности ребенку.Только в этом случае она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению маленького человека, удовлетворяет естественному стремлению чувствовать себя большим среди маленьких и возлагает на себя ответственность за них.

Все мы, снабжая ребенка игрушками, хотим, чтобы они доставляли ребенку радость, были близки ему. Но далеко не всегда достигаем этого.

Нередко молодые родители, покупая игрушку для своего ребенка, сами того не осознавая, ориентируются на свой вкус, не очень задумываясь о том, что не всякая игрушка подходит определенному возрасту. Более того, сегодня, зайдя в любой магазин, видишь, что большая часть представленного игрушечного товара рассчитана на взрослого покупателя, а не на ребенка. Часто игрушки не отвечают своему прямому назначению: с ними нельзя играть, на них можно лишь смотреть, любоваться ими. Далеко не все они по цветовой гамме, сложности, размерам соответствуют тому возрасту, на который указывает рекомендация производителя. Они не учитывают психологии ребенка, не отвечают элементарным требованиям, которые, кстати, давно интуитивно соблюдались традиционным искусством и сейчас хорошо известны специалистам по детской психологии, работникам детских дошкольных учреждений, а также тем, кто занимается в разного рода кружках и студиях с младшими школьниками.

Игрушка – средство и объект игры, именно она задает игре сюжет. И главная роль здесь принадлежит игровому образу. На стадии манипулятивной игры в младенческом возрасте (т.е. игры с предметами) этого не происходит, здесь важны телесные, сенсорные ощущения, положительные чувственные впечатления, эмоциональная привлекательность. Но уже с трехлетнего возраста игрушка в глазах ребенка наполняется символическим смыслом. Вокруг нее выстраивается удивительный мир детской фантазии и подражания взрослым. Игрушка становится тем важнейшим объектом, на который ребенок проецирует свой мир и который начинает выполнять необходимую для ребенка роль посредника между внешним и внутренним миром.

Трудовое воспитание детей

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязаны понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени.

Установка на труд в младенческом возрасте

Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся по дому в «ходунке», не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок, заведенный в семье, наблюдал за распределением обязанностей между ее членами, правилами поведения и многим другим.

Патриархальный мир семьи, в котором рос ребенок, отражен в разных фольклорных жанрах, но, пожалуй, первыми произведениями устной культуры, адресованными непосредственно ребенку, были колыбельные песни, и уже в них нередко встречаются картины обыденного поведения, хозяйственной деятельности ближайших родственников, трудового ритма семьи.

Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей.

Поскольку в народном понимании женщина – это прежде всего мать, хранительница очага, в ее обязанности входило вести домашнее хозяйство, организовывать семейный уклад, воспитывать детей. Кроме того, на женщине лежали работы, связанные с обработкой льна и изготовление одежды для семьи; она должна была уметь прясть, ткать и шить. В традиционном обществе статус женщины-матери был очень высок.

Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Главная «мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, представлять семью на сельских сходках; на мужских плечах была и самая тяжелая работа по дому и хозяйству.

В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье (в том числе и трудового).

Девочку нужно было прежде всего обучить тем видам работ, которые предстоит выполнять женщине, хозяйке дома, матери. Она должна была уметь прясть, ткать, шить, стряпать, няньчить детей и пр.

Установка на «женскую долю» задавалась еще при рождении. Напомним о существовании обычая перерезать пуповину девочки на гребне, прялке или веретене, чтобы она была искусной пряхой. Прялка использовалась и в обряде размывания рук: стоя одной ногой на ней, повитуха как бы задавала девочке нужные качества.

Новорожденный мальчик при рождении также получал «профессиональное» напутствие: повитуха перерезала его пуповину на каком-нибудь «мужском» инструменте – топорище или колодке для плетения лаптей, - чтобы задать ему в будущем качества хорошего работника. Немаловажным было и то, что в будущем мальчик должен стать главой семьи, добытчиком, кормильцем, опорой отцу-матери.

Принципы обучения детей труду

Как целенаправленный сознательный процесс, трудовое воспитание начиналось с семи-восьми лет, когда ребенок вступал в следующую возрастную стадию- отрочество.

Продолжителен, степенен и мудр был процесс передачи мастерства в народной среде. Все делалось так, чтобы ребенок постоянно «тешил свое достоинство» и хотел учиться, вникать в дело. В традиционном обществе процесс подготовки ребенка к тяжелому, разнообразному крестьянскому труду шел естественно, ненавязчиво, без какого-либо насилия со стороны старших. Детей постепенно включали в трудовую деятельность семьи, с учетом физических и психических особенностей возраста и возможностей каждого.

Понятно, что ребенок семи-двенадцати лет был еще физически не окрепшим, он лишь подрастал, набирался сил. В этот переходный период была неустойчива и психика ребенка. Учитывая эту общую «недозрелость», взрослые на первых порах старались придерживаться определенных педагогических правил:

Все в меру. Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.

Каждой трудности - по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробывать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности.

Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мативацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. К примеру, отец деловито обращался к сыну: «Давай лапти плести, а то зима придет, в чем ходить будешь?». Это нетолько приобщало ребенка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что нельзя «захребетничать», все нужно заработать своим трудом («Что заработал, то и заслужил»). За особо трудную, «черную» работу отец мог пообещать купить сыну или дочери подарок – вещь, о которой ребенок давно мечтал. Ну, уж коли сказал свое слово, то обязательно должен был выполнить данное обещание, чтобы не утратить доверия ребенка и не сформировать у него представление о неблагодарном отношении к его труду.

Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием. Приведем лишь один пример. Когда шел засев зерна, трудно было уследить и дважды не кинуть зерно в одно и то же место. Вот ребятишки должны были идти сзади за отцом и ставить вешки. Согласитесь, достаточно скучная для ребенка работа! Ни попрыгать тебе, ни побегать! Разумеется, крестьянин - отец и понятия не имел об «основах организации труда»; о том, что монотонная, однообразная работа быстро вызывает утомление, преодолеть которое можно лишь временным переключением человека на другой вид деятельности.

Категория записи: Семья и дети

2 Июля 2013 в 16:52

Кто такая Ведьма?

Кто такая Ведьма?

В отличие от христианских утверждений, которые уверяют, что ведьма – это злобная женщина, летающая на метле и прислуживающая дьяволу, на самом деле Ведьма со старославянского – это Ведающая Мать. Славянские термины или названия, как то: Ведьма, Ведьмак, Ведун, Ведунья имеют общий корень “вед”, который означает не что иное, а “ведать или знать”. У славян-язычников это вовсе не обозначение тёмной сущности человека и уж тем более не ругательное выражение. Ведьмой принято называть мудрых женщин и женщин, которые умеют обращаться с магией.
Ведающая Мать несомненно пользуется магией и колдовством - что, из предыдущих статей, как мы уже поняли, не является нечто чёрным и злым. Магия славян чаще обращалась к светлым силам и силам природы. Так что, если вы узнали об этом впервые, знайте, что Ведьма ничего плохого в себе не несёт. Ведьмой можно называть и бабку-повитуху и гадалку и просто женщину, занимающую определённое положение в обществе.
Считается, что в древнеславянском мире большинство или даже все женщины обладали магией (в той или иной степени). Кто-то, естественно, на уровне гаданий и обрядов, другие на более глубоком и более мощном уровне. Однако, большинство женщин, став взрослыми и мудрыми, познав все тяготы жизни, выучив все наставления и знания предков, становились Ведьмами. Они умеют использовать магическую силу природы, связываться с таинственными силами загробного мира и использовать это в хороших или плохих целях. Славянские Ведьмы знали все обряды, различные заклинания, шептания, заговоры. Если у человека возникало предположение, что его сглазили, то к кому как не к ведьме ему было обращаться!? Перед посевом или перед жатвой, ведьма обязательно должна была пошептать над полем, что бы тяжёлый труд немного облегчили духи земли. Начиная от постройки дома и заканчивая свадьбами, большинство событий жизни славян сопровождалось присутствием Ведающих Матерей или Ведунов, которые дарили свою силу и помогали вызвать нужные силы природы, что бы славяне-язычники всегда жили с природой и другими мирами одной тесно связанной жизнью и не забывали кто они есть на самом деле.
Конечно, в результате диких гонений ведьм в Европе (где они подвергались бесчеловечным пыткам и мучительной смерти), активной пропаганде ужасающей сущности всех мудрых женщин и ведающих мужчин, само слово Ведьма потерпело сильное понятийное изменение. Теперь под ведьмой понимают сгорбленную старуху, спутником которой является чёрный кот, а средством перемещения на шабаш – метла. И всё же, чем больше русских людей будет знать истинное значение этого слова, тем быстрее это забудется как страшный сон и всё станет, наконец, на свои места.

Категория записи: Свободные темы

27 Июня 2013 в 14:53

12 здоровых перекусов, которые снабдят вас энергией

12 здоровых перекусов, которые снабдят вас энергией.

1. Яблоки. Они содержат много витаминов и минералов, они также являются богатым источником флавоноидов и полифенолов, которые являются мощными антиоксидантами. Старайтесь есть их каждое утро и добавлять во фруктовые коктейли.

2. Бананы. Один из лучших источников калия, который помогает поддерживать нормальное кровяное давление и сердечную деятельность организма.

3. Красный перец. Он наполнен антиоксидантными витаминами А и С, которые необходимы для красоты вашей кожи. Если вы захотите сытно похрустеть, красный перец прекрасно подойдёт. Попробуйте обмакнуть его в соус во время вашего обеденного перекуса.

4. Натуральный тёмный шоколад. Если вы сладкоежка, натуральный тёмный шоколад совершенно точно удовлетворит эту тягу, и он лучше, чем десертные закуски, которые содержат рафинированный крахмал, разрушающий витамины, необходимые для получения энергии. Но так как в состав шоколада входит сахар, следует ограничить его потребления примерно 57 грамм в день.

5. Тыквенные семечки. Эти семечки просто кладезь таких минералов, как магний, железо и кальций, витамина К и белков. Будьте уверены, тыквенные семечки удовлетворят ваше желание перекусить, когда вам будет необходимо повысить свою работоспособность.

6. Морковь. Морковь содержит большое количество клетчатки, поэтому она будет отличным хрустящим способом подавить острый голод, не забывая при этом о правильном питании.

7. Овощной суп-пюре. Это необходимое количество овощей, и ваше тело может с лёгкостью впитать ставшие доступными питательные вещества, не затрачивая энергию на их расщепление.

8. Овсяная каша. Попробуйте есть овсяную кашу по утрам, а спустя 25 минут можно съесть какой-нибудь фрукт. Посыпьте кашу корицей для ещё большей пользы и аромата.

9. Зелёный салат. Зелёные овощи полны витаминов и минералов, которые довольно быстро перевариваются, поэтому вы чувствуете, как заряжаетесь энергией.

10. Ананас. Ананас легко усваивается и содержит фермент бромелайн, который способствует пищеварению и обладает очищающими свойствами. Опять же, не забудьте есть ананас на пустой желудок и не сочетайте его с другими продуктами.

11. Травяной чай. Вы можете выпить травяного чаю, если не хотите есть ночью, утром или в середине дня. Только убедитесь, что в нём нет кофеина.

12. Сушёный инжир. Сушёный инжир удивительно хорошо очищает кровь. Убедитесь, что выбранный вами производитель не добавляет в него сахар и другие добавки. Инжир содержит довольно большое количество сахара, поэтому следует ограничить размер порции несколькими штучками.

Категория записи: Кулинария

25 Июня 2013 в 15:25

Русская каша

Русская каша.

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».

Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"
"Русского мужика без каши не накормишь"
"Без каши обед не в обед"
"Щи да каша - пища наша"
"Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова "

У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.

Гречневая каша.

Самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно - в ХV в. О ней же и пословица: "Горе наше – гречневая каша: поел бы такой, да нет ни какой ". Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу – «велигорку» и совсем мелкую – «смоленскую».

Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".

Овсяная каша.

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Мучные каши.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!

Категория записи: Кулинария

8 Мая 2013 в 20:46

Традиции Древней Руси: хлеб-соль

Традиции Древней Руси: хлеб-соль.

С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли», т. е. разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается». По народным понятиям, самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» и доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. В 16 веке русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и соль: хлебом он выражал свою милость, а солью —любовь.
Выражение «хлеб-соль» в России было обобщенным названием угощения. Приглашение на «хлеб-соль» являлось формулой приглашения на пир. В наше время приветствуют сидящих за столом словами «Приятного аппетита!»; в старину в таком случае говорили «Хлеб да соль!», причем этой формуле придавали особое значение, полагая, что она отгоняет нечистую силу и всякое зло.

Хлеб в доме - главное богатство. Так повелось с древних времен. Без хлеба и сыт не будешь, и счастья не познаешь. Но, оказывается, хлеб не только питает, но и обладает целебными и магическими свойствами.

Как каравай упал, так и дом встал
Самым главным моментом в строительстве дома считался выбор места, где он будет стоять. Наши предки знали, что не всякое место годится для спокойной и счастливой жизни. И тут, чтобы не ошибиться, тоже призывали на помощь хлеб, по которому гадали, где лучше строить дом. Обряд был такой: на облюбованное место приносили за пазухой три круглых хлеба и вытряхивали их на землю. Всей семьей внимательно смотрели: если все караваи падали верхней коркой кверху, значит, место хорошее - можно избу рубить, огород городить, баньку ставить. Если выходило наоборот и все три хлеба падали верхней коркой вниз, то место считалось плохим, и дом здесь ставить было опасно. А коли, как положено, ложились только два каравая, а один - верхней коркой вниз, люди долго судили-рядили, строиться здесь или нет - ведь такой "расклад" означал, что строиться-то тут можно, но без особых надежд на большое счастье и достаток.

Каков хлебушек, таков и женишок
В старину девицы гадали по караваю, какой жених им попадется. Если каравай выходил из печи ровненьким, хорошо пропеченным и румяным, то и муж должен был достаться писаный красавец. Если корка потрескалась - жди жениха рябого. Вышел хлеб кривой, плохо пропеченный - быть жениху кривым, косым али хромым.

Горло болит, мякиш скушать велит
Заболело горлышко? Ангина подступается? Не беда, на помощь придет батюшка-хлебушек. Ломтик белого хлеба надо опустить в кипящее молоко, после чего, когда мякиш пропитается и немного остынет, вынуть и съесть. Повторять такую процедуру надо 3 раза в день.

Помощь желудку
При болях в желудке поджарьте кусочек белого хлеба на одной чайной ложке растопленного сливочного масла. Когда хлеб остынет, поместите его на 30 минут в стакан с питьевой водой. Полученный настой надо пить по 3-4 раза в день.

Экзему сведет
От экземы в старину такое средство использовали: измельчали кусок пшеничного хлеба, смешивали его с водой, добавляли немного меда до получения вязкой массы, и накладывали эту смесь на больные места по нескольку раз в день. Держали по 15-20 минут.

Сна посол - огуречный рассол
Пшеничный хлеб с добавлением ржаного хорош при бессоннице. И тот, и другой нужно мелко накрошить и смешать в равной пропорции. После этого добавить несколько ложек огуречного рассола, нарезанную половинку соленого огурца и ложку кислого молока. Смесь накладывать на лоб утром и вечером на 10-15 минут, после чего смывать водой.

Наши советы да народные приметы
С давних времен существует неписаное золотое правило: хлеб нельзя выбрасывать. Кто свершит сие святотатство - непременно познает голодные времена.
Нельзя без приглашения брать последний кусок хлеба с тарелки, особенно девушкам на выданье. А вот если вам предложили, - ни в коем случае не отказывайтесь. Остатки - сладки. И этот кусочек обязательно принесет вам удачу в любви или деньгах. Надо лишь загадать, чего именно вы хотите, но желание должно быть одно!

Если, не дай Бог, в вашем доме кто-то болен, угостите его первого свежевыпеченным хлебом и проследите, чтобы больной отломал кусок от каравая своими руками. Тогда хлеб передаст свою целебную силу больному человеку, и тот непременно выздоровеет.

Класть каравай на стол "вверх ногами" (округлой стороной книзу) ни в коем случае нельзя. Сделанное случайно - это к ссоре (как, кстати, и рассыпанная соль), а намеренно - к болезни кормильца семьи.

Категория записи: Свободные темы