Глущенко Валерий

Отправить ссылку другу


Валерий Глущенко

Оренбург, Россия

22 Октября 2011 в 16:36

Вакх и вакханки в живописи

Дио́ни́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).

В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber), встречается также имя Ба́хус (лат. Bacchus)

 

Цитата из дневника Алевтина КнязеваМеню пользователя

+ Моя подборка.                                                     

Вакх и вакханалии в живописи



stuck7

Франц фон Штук.  Вакх.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения,
распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом
утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом
городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период
культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии.
Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное
установление своего культа.


 
 (564x699,  100Kb)

Вакх - Досси Доссо, ок. 1524 г.


      По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во
всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем
смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.
После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов .В этом мифе отразилось архаическое
растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"),
"виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в
его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.


 (699x421,  135Kb)

Вакх и Ариадна - Доминико де Анжелис.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую
Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил
Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"), били в тимпаны, упиваясь кровью
растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко,
вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин .Дионис
славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских
забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются
опутать его враги, и сокрушает стены .Он насылает безумие на врагов и страшно
их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное .На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.


 (700x518,  180Kb)

Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.


В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он
стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались
оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В
Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв.
"песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие
торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических
поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога
Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.



 (699x622,  96Kb)

Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.



 (578x699,  196Kb)

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.



 (543x699,  122Kb)

Больной Вакх - Караваджо, ок. 1593 г.



 (700x580,  169Kb)

Вакх, Вертумн и Сатурн - Паоло Веронезе, 1560-61 гг.



 (487x699,  102Kb)

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро



 (699x480,  152Kb)

Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг.



 (397x698,  56Kb)

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро, 1894 г.



 (700x506,  67Kb)

Вакханка - Артур Уордл



 (503x700,  63Kb)

Вакханка - Фредерик Лейтон.



 (350x444,  26Kb)

Вакханка - Элизабет Луиза Ле Брюн



 (700x502,  149Kb)

Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг.



 (700x383,  112Kb)

Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.



 (485x699,  127Kb)

Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг.



 (699x505,  159Kb)

Праздник Вакха - Диего Веласкес, 1629 г.



 (539x700,  131Kb)

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г.


 (700x349,  93Kb)

Триумф Вакха - Корнелис де Вос



 (699x353,  145Kb)

Триумф Вакха и Ариадны - Аннибале Карраччи, 1597-1602 гг.



 (699x358,  116Kb)

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.


 (700x446,  181Kb)

Шествие Вакха - Франческо де Мура

 

Пракситель. Гермес,  дразнящий Диониса гроздью винограда. Статуя из Олимпии. Около 340 до н.э.

Пракситель. Гермес, дразнящий Диониса гроздью винограда. Статуя из Олимпии. Около 340 года до н.э.



Дионис. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Дионис. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле


Андреа Мантенья. Вакханалия


Андреа Мантенья. Вакханалия.


Тициан. Вакх и Ариадна

Тициан. Вакх и Ариадна . 1520-1522. Лондон. Национальная Галерея



Бартоломеус Шпрангер.

Бартоломеус Шпрангер. "Sine Cerere et Baccho friget Venus ” ("Замёрзшая Венера"). 1590. Вена. Kunsthistorisches Museum



Михаил Александрович Врубель. Карандашный рисунок гипсовой головы (голова Бахуса). 1881

Михаил Александрович Врубель. Карандашный рисунок гипсовой головы (голова Бахуса). 1881



Рудольф Тегнер. Дионис с пантерой. Rudolph Tegners Museum. Дания

Рудольф Тегнер. Дионис с пантерой.
Rudolph Tegners Museum. Дания

Микеланджело. Вакх

Микеланджело. Вакх

http://kak-risovat.ru/pictures/jivopis/Kartina-Vakh-Karavadjo.jpg
Караваджо. Вакх.
Вакх и Ариадна 1713

 (586x698,  140Kb)
Риччи Себастьяно. Вакх (Дионис, Бахус),   и Ариадна.


http://erzas70.narod.ru/photo17.jpg
Вакх. Леонардо да Винчи.
ВАКХАНКИ и  ВАКХАНАЛИИ


 (630x480,  52Kb)

Менады. Галерея замка Менбург

 

 (699x286,  61Kb)


 (700x556,  80Kb)

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)


http://s003.radikal.ru/i204/1008/ff/8959a9cb9f62t.jpg
Мидас и Вакх. Меркурий и Аргус. Никола Пуссен.

 

                                                         Моя подборка.


Пуссен, Вакханалия

 

Джулио Карпиони,  1660-65 гг.Мадрид,  музей Тиссен-Борнемиса,  Вакханалия

Джулио Карпиони, 1660-65 гг.Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса , Вакханалия

 

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером. 

 

Франческо Дзукарелли,  1740-50 гг.Венеция,  галерея Академии ,  Вакханалия

Франческо Дзукарелли, 1740-50 гг.Венеция, галерея Академии , Вакханалия

 

Вакханка на пантере" (1855)

 


Михель-Анхе Уасс, 1719 г.Мадрид, музей Прадо, Вакханалия

 

Петер Пауль Рубенс "Вакханалия" 1640

 

Рубенс, Питер Пауль. Вакханалия на Андросе

 

Никола Пуссен, 1626 г.Рим, Национальная галерея Античного искусства, Детская вакханалия

 

Ок. 1627 г.Кассель, Государственные музеи, Вакханалия

 


Моисей Матиуш ван Уйтенбрук, 1627  г.Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха. Вакханалия

 

Жак Бланшар, 1636 г.Нанси (Франция), Музей прекрасных искусств, Вакханалия.

 


Пьеро ди Козимо. Вакханалия. 1505-1510

 

Питер Пауль Рубенс, Нимфы, сатиры, собаки

 


Цезарь ван Эвердинген, ок. 1660 г.Дрезден, Дрезденская картинная галерея, Вакх, нимфы и Купидон.

 


Цезарь ван Эвердинген, 1670-78 гг. Дюссельдорф, Музей изобразительного искусства , Нимфы, подающие юному Дионису вино, фрукты, цветы.

 


Балдассаре Франческини (Иль Вольтеррано), ок. 1670 г.Частная коллекция, Вакх и сопровождающий его Купидон.

 


Франс Франкен II.Частная коллекция, Триумф Вакха

 


Клаес Корнелис Муйерт, 1624 г.Гаага, Маурицхейс, Триумф Вакха

 


Веронезе Паоло, Вакх и Церера. Роспись виллы Барбаро-Вольпи в Мазере. 1560—61

 


Lovis Corinth. Вакханалия - возвращение

 


Карраччи Аннибале, Вакханка и Сатир, фрагмент

 


Carracci_Annibale, Триумф Бахуса (Вакха) и Ариадны, фрагмент

 

 

Симеон Соломон, Бахус

 


Тинторетто, Ариадна, Вакх и Венера 1576, Дворец Дожей, Венеция

 


Карл Боюллов, Голова Вакха

 

Смерть Орфея от менад .  Эмиль Леви, 1866

 

Скотти Михаил Иванович. Сатир и вакханка.

 


Д.Скотти. Пир Вакха на Наксосе

 


Алессандро Турчи, Вакх и Ариадна

 

Чима да Конельяно, ок. 1505 г, Свадьба Вакха и Ариадны

 


Жан Франсуа де Труа, ок. 1717 г, Вакх и Ариадна

 


Шарль Лафосс, ок. 1699 г.Дижон (Франция), Музей изящных искусств, Ариадна и Вакх

 

Дж. Вандерлин - Ариадна на Наксосе. 1814

 

 

К. Брюллов. Сатир и вакханка (Вакханалия) 1824 

 

Камиль Коро. Вакханка (19 в.)

 

 

Себастьяно Риччи, ок. 1713 г.Лондон, Чизик-хаус, Вакх и Ариадна

 

Менады:

 

Вакханки Франческо Бартолоцци, 1786 г.

 

Вакханка Жан Батист Огюстен, 1799 г.
Лондон, собрание Уоллеса

 

 

Спящая вакханка. Карой Броцки, 1850-55 гг.
Будапешт, Венгерская Национальная галерея

 

Вакханки

 

Спящая вакханка. Пьер Филипп Миньо, 1763 г.
Бирмингем (Великобритания), Городской музей и картинная галерея

 

 

Вакханка. Альбер Эрнест Каррье-Беллез, 1863 г.
Париж, музей Орсэ

 

 

Вакханка  Проспер Д’Эпине, 1866 г.

 

Сатир и вакханка 

 

 

Сатир и вакханкаКлодион.
Филадельфия, Музей искусств

 

 

Пара из свиты Вакха и ребенок. Клодион.
Замок Уоддесдон Мэйнор (Великобритания)

 


Питер Ксавери, 1671 г.Гаага, музей Меерманно-Вестренианум, Вакханалия

 

Bacchanal: A Faun Teased by Children1616-17Marble,  height 132, 1 cmMetropolitan Museum of Art,  New York

Bacchanal: A Faun Teased by Children1616-17

 


Танцующая менада

 

 

Голова вакханки. Жозеф Шарль Марен, 1786 г.
Лондон, музей Виктории и Альберта

 

Вакханка. Героман ван дер Мейн, 1719 г. Частная коллекция

 

Альбрехт Дюрер. Вакханалия (16 в.)

 

Хендрик Гольциус. Венера замерзла бы без Цереры и Вакха (кон. 16 в.)

 

Коррадо Джакинто. Рождение Солнца и триумф Вакха (18 в.)

 

 

Рубенс Питер Пауль. Праздник Венеры

 

Смерть схваченного вакханками и принятого ими за львёнка Пенфея

 

Алессандро Маньяско. Вакханалия

Алессандро Маньяско. Вакханалия


Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18).

Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

  

    
     
 
 

 

Категория записи: Искусство и культура
Комментировать могут все зарегистрированные пользователи. Присоединяйтесь