kosta

Отправить ссылку другу


Нина Костоусова

63 года    
Россия

Мой блог, мой мир

Мой блог,  Мой Мир~Добро пожаловать Мой блог,  Мой Мир~Добро пожаловать

Календарь

« Сентябрь 2012  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

14 Сентября 2012 в 20:29

Добрый вечер, друзья!

Приятного осеннего вечера~Добрый вечер

Категория записи: Фото

14 Сентября 2012 в 12:56

Романс на стихи Е. Растопчиной " Вы вспомнили меня"

Get Adobe Flash player

Теги: видео
Категория записи: Искусство и культура

14 Сентября 2012 в 12:53

Об Евдокии Растопчиной

ЕВДОКИЯ РОСТОПЧИНА

«...женская душа 
Должна в тени светиться».

В Москве возле Чистых прудов до сих пор сохранились остатки усадьбы, где росла девочка, которой было суждено стать замечательной русской поэтессой. Родилась Евдокия Сушкова - такова была ее девичья фамилия - в 1811 году. К десяти-двенадцати годам уже писала стихи. Ее то бранили, считая это неприличным занятием для девушки-дворянки, то, удивленные невесть откуда взявшимся даром, заставляли читать в домах обширной родни.

Бабушка и дед скрашивали внучке, как умели, сиротское детство. Замечали: девочка не из числа обыкновенных, легко усваивает языки, «глотает» научные талмуды. И нраву странного - без причины плачет, некстати смеется, то козой скачет на маскарадах, то сидит маленькой старушкой.

Кроме дедовой библиотеки, было у девочки еще одно сокровище - огромный заросший сад. Дрожа от вечерней сырости, не откликаясь на зов нянюшек, она пряталась в зарослях сирени и наблюдала оттуда прекрасный мир. Вот гаснет закат над Москвой, Вот кружат над Меншиковой башней галки, устраиваясь на покой. Кричат? Как жаль, что не понимает она их языка.

И вот сначала потихоньку, а потом, заполняя все пространство вокруг, заставляя ее душу заходиться в немом восторге, стелется колокольный звон. Утром, когда ни заката, ни птичьего круженья, ни звона не будет, можно вспомнить пришедшее в голову ночью и все снова пережить. Это и есть - «сочинять стихи»...

Однажды поэт Вяземский взял у маленькой Сушковой исписанный листок. Показал поэту Дельвигу. Тот удивился. Стихи появились в печати. Правда, без фамилии автора. Быть может, Дельвиг думал: случайность, озарение, пришло и ушло. Евдокия же чувствовала: «удел таинственный мне что-то предвещало...».

С Евдокией подружился, прозвав ее кратко и ласково - Додо, подросток с сумрачными глазами. Это был Лермонтов. На одном из танцевальных вечеров ее из нарядной толпы молоденьких подружек выделил своим вниманием взрослый человек. Не танцевал - беседовал с ней серьезно и обстоятельно. Этот человек - Пушкин.

Жуковский, уже при жизни классик и верный друг Пушкина, после гибели поэта подарил Евдокии не заполненную Александром Сергеевичем тетрадь для стихов. «Книгу-сироту». Сказал, что верит - ей по силам заполнить ее стихами, достойными Пушкина. Она испугалась:

«...И мне сей дар! – мне, слабой,
недостойной,
Мой сердца духовник
пришел его вручить.
Мне песнью робкою,
неопытной, нестройной
Стих чудный Пушкина
велел он заменить!»

Это ли не удел? Высокий, таинственный... Быть поэтом. Именно так - поэтом, а не поэтессой - будут называть Евдокию великие современники-мужчины: Гоголь, Крылов, Чаадаев. Тютчев, Щепкин, Глинка, Брюллов, Федотов, Тропинин, еще и еще из светочей русской культуры, в круг которых она войдет на равных.

Но в юности, когда она «простор мечтам звала», грезились совсем не тома изданных книг и не похвальные отзывы «великих». Мечталось, как и всем девушкам на свете, только о НЕМ. Самом прекрасном и единственном. Который, наверное, тоже разыскивает ее. И мучается. И мечтает о встрече. Так и началась поэзия Додо Сушковой - с превращения в прекрасную поэтическую строку совсем обыкновенных девичьих грез.

А потом мы услышим в ее стихах голос женщины, которую реальность заставляет очнуться от «снов любимых». И вот уже сердце тронул холодок первого разочарования. Еще не раз будут воскрешаться надежды. Еще не раз будет оплакиваться их смерть.

Взрослеет женщина. Взрослеет поэт. Взрослеют стихи. Незваный приход мудрости. Смирение перед неизбежным. И это правда: человек приходит в мир один? И горько плачет. И уходит - один. А на плач уже нету силы. «Мои мечты привыкли к думе погребальной...»

Всю свою не слишком долгую жизнь Евдокия Ростопчина писала Дневник Женщины. И за прошедшие полтора столетия ничто в нем не устарело, не исказилось, не стерлось. Он остался и останется Дневником Женщин самых разных поколений, наших прабабушек и тех, кому только предстоит явиться на этот свет, ибо, как ни различны наши судьбы, никому не дано перешагнуть за грани «вечного треугольника»: жизнь - любовь - смерть. 

Странно, но Евдокия как будто «не заметила» своего превращения в Ростопчину, войдя в известное и богатое семейство. Звон свадебных колоколов ни единой строкой не отозвался в ее поэзии. Лишь через тридцать лет, вспоминая ту свадебную весну - «весну без соловья, весну без вдохновенья, весну без ландышей», спрятав себя под чужое имя, Ростопчина скажет:- «Она вошла в мужнин дом без заблуждений... но с твердою, благородною самоуверенностью, с намерением верно и свято исполнять свои обязанности, - уже не мечтая о любви, слишком невозможной, но готовая подарить мужу прямую и высокую дружбу».

Писала прозой. Ибо стихи, видимо, «о прямой и высокой дружбе» с мужем не слагались, И легкая, летящая рифма Додо продолжала прятать другого, таинственного, который прошел через ее жизнь невидимкой. Кто он? Никто не знает. Двоюродная сестра Ростопчиной вспоминала, что Евдокия перед свадьбой «за неделю до решения своей судьбы... с отчаянием говорила о своей пламенной и неизменной любви к другому».

«Когда б он знал,  
как страстно
и как нежно 
Он, мой кумир,
рабой своей любим... 
Когда 6 он знал,  
что в грусти
безнадежной 
Увяну я, не понятая им!.. 
Когда 6 он знал!

После свадьбы началась другая жизнь. Прощай, любимый сад, уединение, заветные книги... Их сменили развлечения, танцы, театры, поклонники. Уже не до поэзии. Зачем ей вся эта кутерьма? Она ответит сама, словно извиняясь перед своей Музой, испуганной ее тщеславными и мелкими утехами:
Средь пестрых
личностей, скользящих
вкруг меня,  
На время личность
я свою уничтожаю,  
Самосознание жестокое
теряю,  
Свое тревожное
позабываю я...

Что, если не «самосознание жестокое» подсказало Ростопчиной: остановись! Остановись, даже если есть опасность прилюдно забиться в плаче горьком о том, что не создана к той жизни, какую принуждена вести теперь. Одиночество вдвоем - хроническая болезнь всех несчастливых семей, настигла и Ростопчиных... Что делать было дальше?

Русской глуши, безвестным до поры деревушкам литература обязана многими прекрасными страницами. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» был не только у Пушкина в Михайловском. Вот так же спасались Державин, Карамзин, Тютчев, Некрасов, многие, многие другие. Покой мерно дышащей земли, пение птахи, среди сугробов зовущей весну, осенние ливни и размытые дороги - всему этому дано влиять на душу. Наверное, в зрелом возрасте это ощущается сильнее. Вот и Евдокия, когда была девочкой, скучала в деревенской глуши.

Теперь она уже другая. Познавшая истинную тоску и истинную грусть. Собралась да и уехала в воронежское село со странным названием - Анна. На просторе, в старом доме со скрипящими половицами о многом передумала Евдокия. О том, что же это такое - ее замужество? Зачем? «…Живую в душную могилу... схоронили в двадцать лет...» Надо было покончить с обидами на себя ли молодую, вздумавшую обмануть сердце, или на судьбу, сводившую ее с великими, и разведшую с единственным.

Вы вспомните меня 
когда-нибудь... 
но поздно! 
Когда в своих степях
далеко буду я,  
Когда надолго мы,  
навеки будем розно — 
Тогда поймете вы
и вспомните меня!..

Уныние и меланхолия отступали. Она снова начала писать стихи.

Вы думали,  
что стих мой страстный
Легко, шутя
достался мне И что не куплен
он в борьбе,  
Борьбе
мучительной,  
ужасной?

Минуты отчаяния, когда она в отвращении к себе, бесталанной, рвала бумагу, сменялись сознанием, что вот оно - получается.

В селе Анна написала Евдокия Ростопчина первую книгу прозы, множество стихотворений. В 1840 году выходит поэтический сборник. Один за другим появляются романы в стихах и прозе. Их читают, как «полную историю жизни». А бурный, творческий темперамент Ростопчиной толкает ее попробовать себя в новом жанре.

И опять удача. Имя женщины-драматурга не сходит с афиш знаменитых театров - Малого и Александринки. Ни один из столичных журналов и альманахов не выходит без подборки ростопчинских стихов и прозы. Издатели буквально выхватывают рукописи из-под пера, и книги Евдокии Петровны не лежат на прилавках.

Евдокия Ростопчина помогала пробиваться и молодым талантам. Ее щедрая душа была готова оказать поддержку любому начинанию на благо русской культуры. Все средства от издания своих произведений Евдокия Петровна передавала на благотворительные цели. В отечественной словесности и культуре XIX века не найти столь яркой женской фигуры, как Ростопчина. Ни один женский голос не звучал с такой уверенной и звонкой силой....

А в том, что называется личной жизнью, казалось, все располагало к унынию и душевной усталости. Был нелюбимый муж. Крыша над головой их общего дома. Навсегда. Этого было не исправить. И была любовь. Незаконная, неблагословленная, грешная, осуждаемая, но любовь...

Отцом двух дочерей Евдокии Петровны был Андрей Карамзин, сын знаменитого писателя и историка. Что это была за страсть? И что было причиной ее печального исхода? Едва ли мы об этом когда-нибудь узнаем. Того, чем так лихо овладели мы и считаем особым достоинством - называть вещи своими именами, - нет в поэтическом дневнике Евдокии Ростопчиной.

Есть слова, ощущения, мысли, которые должны умереть вместе с человеком, не ведомые никому. «Да! женская душа должна в тени светиться», - утверждает Ростопчина. Роман окончен. Сон прерван... Законной женой Андрея Карамзина стала красавица Аврора Демидова, От тех драматических лет остались строки:

Прости же ты,  
мой незабвенный! 
Немое горе и в душе
Воспоминаний
ряд бесценный -
Вот все, что
остается мне! 
Прости, прости!.. 
Одной мольбою,  
Одним желаньем о тебе 
Я буду докучать судьбе: 
Чтобы избранная тобою
Любить умела бы как я... 
Чтоб ты был счастлив без меня!

В феврале 1841 года, приехав в Петербург в отпуск, Михаил Лермонтов увидел уже не тоненькую черноглазую девочку, Додо Сушкову, а столичную знаменитость в полном расцвете своей красоты, литературной славы. Он увидел много пережившую женщину. Она тоже хорошо понимала, кто он на самом деле - офицер Мишель Лермонтов. Им было о чем поговорить, что вспомнить, на что пожаловаться и чем утешить друг друга. Они были свои. Читали друг другу стихи, а позже Михаил Юрьевич просил свою бабушку Елизавету Алексеевну прислать новый ростопчинский томик ему в Пятигорск.

Отпуск его пролетел быстро. Надо было собираться на Кавказ, и Лермонтов говорил Додо, что предчувствует свою скорую смерть. У той сжималось сердце, но она не подавала виду. Даже подтрунивала над его мнительностью. «Он вернется невредим...» Эта строчка из стихов Ростопчиной, написанных под впечатлением мрачных дум поэта, звучит как заклинание. «Я одна из последних пожала ему руку», - вспоминала она. Думала - до встречи. Оказалось - на вечную разлуку. источник

Тогда, уходя, у самого порога он протянул Додо альбом, куда вписал посвященное ей стихотворение.

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены
Мы шли дорогою одною,  
Нас обманули те же сны. 
Предвидя вечную разлуку,  
Боюсь я сердцу волю дать
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять...

….Сны, пусть они и обманули, мечты, если они и не сбылись…. Но единственное, что не изменяло им никогда, - поэзия, она останется. И чье-то сердце забьется в такт их рифме. Значит, все было не напрасно...

…Завершался 1858 год. Евдокии Ростопчиной  уже не было в живых.

Рубрики:  ЖЗЛ

Теги: жзл
Категория записи: Фото

14 Сентября 2012 в 11:36

Евдокия Растопчина

Сегодня нащ разговор о поэтессе Евдокии Растопчиной

 

 

 

 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D 0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F%20%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B F%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0&stype=image&lr=54&nore ask=1

Теги: ссылка
Категория записи: Фото

14 Сентября 2012 в 11:32

Евдокия Растопчина

Теги: мой мир
Категория записи: Искусство и культура

14 Сентября 2012 в 11:25

Мой мир сегодня

красивые Анимации с надписями, открытки Добро пожаловать бесплатно, без регистрации, без смс

Теги: мой мир
Категория записи: Фото

14 Сентября 2012 в 11:20

Мир Вашему дому

красивые Анимации с надписями, открытки Желаю мира бесплатно, без регистрации, без смс

Теги: мир
Категория записи: Фото

14 Сентября 2012 в 11:14

ягода малина

Теги: видео
Категория записи: Фото

14 Сентября 2012 в 11:07

Река Нейва в начале июня

Теги: видео
Категория записи: Фото

14 Сентября 2012 в 10:55

Плэйкаст " Земля цветов"

Земля цветов

Автор плэйкаста: kostousovanina19
Создан: 29 августа 2012 13:59

Теги: цветы
Категория записи: Фото

12 Сентября 2012 в 20:32

Всем доброго времени суток!

Счастливые часов не наблюдают!

Теги: часы
Категория записи: Любовь и отношения

21 Июля 2012 в 19:43

Анна Ахматова

 
 
 Анна Ахматова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
О, жознь без завтрашнего дня!
Ловлю измену в каждом слове,  
И убывающей любови
Звезда восходит для меня.
 
Так незаметно отлетать,
Почти не узнавать при встрече,
Но снова ночь. И снова плечи
В истоме влажной целовать.
 
Тебе я милой не была,
Ты мне постыл. А пытка длилась,
и как преступница томилась
Любовь, исполненная зла.
 
То словно брат. Молчишь, сердит.
Но если встретимся глазами -
тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит 
 
 
 
 
 
 
 
  

Категория записи: Искусство и культура

16 Января 2012 в 18:30

Люби

Категория записи: Фото

15 Января 2012 в 16:25

Суеверия

В суеверия не верю, верю в любовь

Категория записи: Фото

15 Января 2012 в 16:19

О любви

Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,  

 С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку .

                                                                     Э. Асадов 

  Первое мое знакомство с Асадовым началось со стихотворения  " Трусиха"  Я мне было 13лет. С тех пор любимый поэт - Асадов. 

 

 

ТРУСИХА

Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.

Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...

А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!

Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть, - на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.

Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.

- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство - стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-
А второй промямлил:- Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - слабая натура,
"Трус" и "воробьиная душа".

 

Категория записи: Искусство и культура