Музыка: Marco Beltrami - The Mountain And Despair
Глава 1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ТЕХНОЛОГИИ. МАСТЕРСТВО

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог...
А. С. Макаренко

1. Педагогическая деятельность: понятие, сущность.
2. Педагогические технологии, технологическая компетентность педагога-мастера.
3. Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.

В педагогической науке деятельность, технология и мастерство – понятия одного ряда. Все они характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовленности. Их связующим звеном являются прежде всего творчество и общая культура учителя. Рассмотрим сущность каждого из указанных понятий.
Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Ученые-педагоги рассматривают ее как особый вид социальной, общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности и проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, высших, внешкольных).
Педагогическая деятельность – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающегося. Без взаимосвязи преподавательской и учебной деятельности не существует никакого учебно-воспитательного процесса. Это закон обучения и воспитания.
Предмет и продукт педагогической деятельности - личность ребенка и ее гармоничное развитие. Феномен педагогической деятельности (и конкретно – деятельности учащегося), в связи с деятельностью других людей, – в ее активном, творчески развивающемся и преобразующем характере.
Структура педагогической деятельности как системы охватывает профессиональную деятельность, основными компонентами которой являются цели (направлены на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание, средства, действия, условия, технология, объект и субъект труда учителя, достигнутый результат.
Педагогическая деятельность, являясь по своей сути духовно-практической, предусматривает социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, в овладение общественным опытом.
Система деятельности учителя-воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную.
Диагностическая деятельность учителя направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и коллектива учащихся, результаты диагностирования которой используются для корректировки учебно-воспитательного процесса.
Проектировочная и конструктивная деятельность предусматривает прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности).
Организаторская деятельность предусматривает систему действий учителя и учащихся по выполнению разнообразных видов воспитания и обучения.
Коммуникативная деятельность – это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми.
Коррекционная деятельность – это поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Аналитическая деятельность – это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
Системный подход к организации отдельных видов деятельности в свою очередь представляет взаимосвязь следующих элементов: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, результат. Любая система приводится в действие людьми; в педагогической деятельности главными действующими лицами являются педагог и ребенок. Именно они на каждом этапе педагогической деятельности, взаимодействуя друг с другом и коллективом в целом, совместно решают задачи воспитания, обучения и развития.
Педагог, являясь субъектом деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный, воспитывающий и развивающий характер. Совершенствование педагогической деятельности оказывает влияние на развитие личности учителя и учащегося, поскольку внешнее действие, как правило, оказывает влияние на психические процессы, которые в СВОЮ очередь качественно изменяют деятельность, выводят ее на уровень творчества.
Технология (от греч. “техне”– искусство, мастерство, умение, и “логос” – учение, наука, закон; буквально – это учение о мастерстве, умении специалиста.
Педагогические технологии – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень. Следовательно, организация различных видов педагогической деятельности предполагает использование вариативных технологий на уровне творчества и мастерства. Вместе с тем в теории и практике науки даются и другие определения, раскрывающие сущностные характеристики педагогической технологии. Например, разрабатываемая технология гуманистического воспитания предусматривает оптимальный выбор и использование системы научно обоснованных средств, форм и методов воспитания, обеспечивающих приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, формирование качеств, личности, создание с этой целью воспитывающей среды и гуманных взаимоотношений между взрослыми и детьми. Все это требует, чтобы учитель стал гуманной, творческой личностью, любил детей и свою работу, постоянно работал над собой, развивал технологичность и мастерство.
В узком смысле слова, педагогическая технология – это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). Так, в виде технологической цепочки можно представить систему деятельности учителя, классного руководителя как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении урока различными формами воспитательной работы. В общем виде это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование, организаторская деятельность и решение задач, коррекция на основе педагогического анализа, разработка программы последующих действий.
В настоящее время существует множество различных технологий: общепедагогические, обучающие, воспитательные, развивающие, компьютерные, игровые, технология коллективной творческой деятельности, сотрудничества и др.
Так, главными звеньями технологии игровой деятельности являются подготовка, проведение и анализ. Каждое звено как часть единого целого включает соответственно определенные действия педагога и учащегося по подготовке, проведению и подведению итогов (по анализу) конкретной игры, например, звено подготовки предусматривает выбор игры, постановку цели и разработку программы ее проведения. Проведение игры – это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником игры. Затем сама игра с учетом правил, атрибутов и др. Подведение итогов игры предусматривает коллективный анализ и оценку действий каждого ее участника.
Известный педагог-новатор И. П. Иванов разработал технологию коллективной творческой деятельности (КТД), включающей шесть последовательных и взаимосвязанных этапов: I – предварительная работа воспитателей; II – коллективное планирование; III – коллективная подготовка дела; IV – проведение КТД; V – коллективное подведение итогов; VI – последействие. Каждый из этапов, в свою очередь, имеет свой алгоритм совместных действий педагога и воспитанников, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Haпример, предварительная работа включает следующий порядок действий: выдвижение задач, разработку вариантов дела, обсуждение и выстраивание перспективы возможного КТД.
В современных условиях педагогические коллективы, организуя учебно-воспитательный процесс, создают свои воспитательные системы на основе разработанных концепций, авторских программ развития школы, проектов организации педагогической деятельности. Так, известные специалисты в области управления образованием (М. М. Поташник, B. C. Лазарев) предлагают разработку программы развития школы, включающую семь основных процедур:
1) подготовку информационной справки о школе;
2) проблемный анализ состояния школы;
3) формирование концепции новой школы;
4) разработку стратегии и задач перехода к новой школе;
5) определение целей первого этапа построения новой школы;
6) разработку плана действий;
7) экспертизу программы.
Авторы предлагаемой технологии считают, что в разработке программы директор, рабочая группа принимают участие при обязательном участии учителей, учащихся, родителей и общественности.
Разработка технологии, как правило, соответствует той или иной теоретической концепции. Проектирование новых технологий – это сложный процесс, включающий несколько уровней, например, концептуальный, методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. В связи с этим выдвигается проблема описания системно организованных средств педагогической технологии. Выработка и освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения определенных условий, которые обращены к мастерству и творчеству педагога, к его личности: установку на инновационную технологию, анализ имеющихся технологических ресурсов, умение проектировать (планировать) Деятельность, распределение целей, организацию и анализ деятельности, умение осваивать свой опыт через рефлексию, выражать его в технологической форме, способность к самовыражению, видение старения технологии и умение перестраивать ее.
Как отмечает известный психолог профессор А. А. Вербицкий, следует выделять предметно-технологическую компетентность педагога, которая означает степень владения содержанием обучения и воспитания, эффективными педагогическими технологиями (традиционными и новыми), способностями к педагогической инноватике, включая способность к проведению исследований в области эффективных педагогических технологий и реализации их результатов на практике. Все это, несомненно, требует от педагога высокого уровня педагогического мастерства.
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела: учителей года, учителей-экспериментаторов, исследователей, творчески работающих учителей. Это специалисты высшей квалификации, высокой культуры, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающих поколений.
Каждый учитель должен стремиться совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.
Общая культура педагога – не только компонент педагогического мастерства, но и своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя – это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества (см. гл. 2). В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность личности педагога – это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, ииформационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.
Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перцептивные! (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию, (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).
Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность, – мастерство владения, например, педагогическими (диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом-мастером.
Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности (по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по выбору эффективных средств), 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.
На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой.
"Педагогическое мастерство и педагогические технологии"
Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина (3-е изд. 2001 г.)