светланка

Отправить ссылку другу

Подарки (3)


Светлана

Алма-Ата, Казахстан

16 Сентября 2011 в 10:23

Бисер


А знаете ли вы, что изготовление украшений из бисера уходит вглубь веков?
История бисера собственно говоря начинается с того времени, как было изобретено стеклоделие, а случилось это около 4-го тысячелетия до н.э.
По этому поводу существует даже красивая легенда. Финикийские купцы, которые возили соду из Африки, как-то вынуждены были заночевать на песчаном берегу. Развели костер чтобы согреться и приготовить пищу. Так как вокруг каменей не было, они решили соорудить очаг из привезенной с ними соды, а утром, разребая золу, они обнаружили необыкновенный слиток, который был прозрачен и красиво переливался на солнце.
С этого открытия и началась эпоза стеклоделия. Появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные украшения. ПО мере того как совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру, получившие название «бисер».

Первыми изготавливать бисер научились египтяне, которые применяли его для украшения платьев.
Затем бисер появился в Сирии и Римской империи. С 1 века н.э. бисер производится уже во многих европейских странах - Италии, Греции, Германии. И наконец в 10 веке бисер появляется в Венеции, где получил широчайшее применение и откуда завоевал весь мир.



На протяжении многих веков Венеция была центром по производству бисера. Венецианские купцы обязательно в своих путешествиях по миру брали бисер с собой и с успехом меняли бисер на золото у аборигенов Африки, Америки и жителей многочисленных островов, а в странах Востока – меняли на пряности и шелка. Этот вид деятельности приносил купцам небывалый доход, поэтому венецианская республика всячески оберегала секрет производства бисера и главными хранителями тайны были мастера, поэтому долгое время европейским странам не удавалось разгадать секрет изготовления этих маленьких и красивых шариков.
В России бисер как самостоятельный вид прикладного искусства появился с конца 18-го века. В 18 веке входят в моду бисерные сумочки «помпадур» и расшитые бисером туфли.



Первоначальным толчком развития бисерного рукоделия послужило усовершенствование технологии, позволившее производить сорта исключительно мелкого и однородного по размеру бисера и существеннорасширить его цветовую гамму. Это в свою очередь дало возможность использовать бисер для работ по счетным рисункам с достаточно точным воспроизведением мелких деталей. Однако основным фактором, определившим необыкновенную популярность бисерного рукоделия этого времени, была, несомненно, смена направления в изобразительном и прикладном искусстве.


В Германии и других северных европейских странах вошел в моду стиль, позднее названный «бидермейер», поэтизировавший прелести семейного уюта, замкнутой, тихой буржуазной жизни. Образ добродетельной хозяйки дома, вышивающей бисерный бумажник к именинам супруга, или юной девицы, вяжущей кисет для любимого дядюшки, как нельзя лучше соответствовал идеалу эпохи. И тысячи рукодельниц во всех странах европейской культуры принялись за бисерное рукоделие.


В Россию эта мода пришла с некоторым опозданием, зато нашла здесь для себя благодатную почву. Это было обусловлено и вековой привычкой русских женщин к рукоделию, и давней их любовью к цветистому узорочью. Кроме того, культура женских рукоделий всегда поддерживалась на высоком уровне в многочисленных монастырях.


Эти факторы определили не только расцвет бисерного рукоделия в России, но и неповторимое своеобразие русских бисерных работ, несмотря на то, что почти весь бисер для вышивания да и значительная часть рисунков привозились из-за границы. Сказанное выше относится ко всем русским вышивкам, но бисерные работы выделяются тем, что их краски не поблекли от времени и донесли до нас замысел мастериц практически без искажений.


Это редкое свойство цветного стекла, которым не обладает большинство видов как прикладного, так и изобразительного искусства, неподвластность красок бисера времени приводит иногда к забавным недоразумениям.


Приходилось слышать мнение эстетов о том, что старинные вышивки шелком и шерстью гораздо изысканнее по колориту, чем работы из бисера.Однако стоит только взглянуть на изнанку этих вышивок, чтобы убедиться в том, что изысканными их сделало время, а вовсе не рукодельницы, которые хотели видеть их столь же красочными, как и бисерные работы.


Большой вклад в производство бисера внес великий русский ученый М.В. Ломоносов своими исследованиями в области теории цвета и многочисленными опытами по получению цветных стекол для мозаики.
Великий ученй просил разрешения на строительство фабрики по производству бисера и в 1753 году ву селе Усть-Рудице даже началось строительство фабрики и была выпущена первая продукция. Однако после смерти Ломносова фабрика прекратила свое сущетсвование и до настоящего времени фабричным производством бисера в России больше не занимались, известны лишь ремесленные центры. Основную часть бисеры и поныне продложают ввозить в Россию из Европы.


В эпоху наибольшего увлечения бисероплетением и низанием бисером украшались практически все предметы быта: ручки и чернильницы, кошельки, шкатулки, детские игрушки, кисеты, альбомы, скатерти. Этот красивый и прочный материал использовали для изготовления гобеленов, обивки для мебели, бисерные вышивки украшали предметы модного интерьера – от каминных экранов и вставок в столы до тех мелочей, которые находились как на письменном столе делового человека, так и на туалетном столике светской дамы.
В наши дни бисерное искусство развивается в двух направлениях. Первое – это украшения, как традиционные – цепочки, гайтаны, так и новые варианты – колье, женские галстуки, бисерные шарфики. Второе – объемные стилизованные изделия из бисера для оформления интерьера. Это всевозможные настенные панно, цветы и деревья.


Категория записи: Свободные темы
Комментировать могут только друзья