Жизнь - Зоя

Отправить ссылку другу

Подарки (1)


Зоя Парахина

59 лет    
Карачев, Россия

Зима....

                                                 2013 год Змеи

 

     2013 год Змеи - 30-й год 34-го цикла (год ке-са) китайского календаря.

Китайское название Змеи: Ши.

Шестой знак китайского Зодиака. Стихия: Вода. Цвет - Чёрный.

Чёрный цвет - это Космос, полярная ночь, «тьма над бездной», это цвет глубины вод, а глубина вод в свою очередь – это глубина человеческих взаимоотношений, смерть и рождение. Одним словом год предстоит веселый, да еще и 13-й, да сразу за високосным, так что стоит встретить его как следует.

И хотя, год Змеи вступит в свои права 10 февраля 2013 года и продлится до 31 января 2014 г., учитывать каким он будет при праздновании привычного нам «нашего Нового года» стало уже традицией.

Змея не выносит шума и любит погреться на солнышке. Встречать праздник имеет смысл в небольшой теплой компании.

 

 

Что одеть на новый год 2013?



Главный для всех вопрос, - какого цвета должен быть новогодний наряд, к сожалению, до конца прояснить не удается, одни говорят, что в новогоднюю ночь нужно одевать все черное и красное, другие – синее (голубое) и зеленое. Но в целом, мнения всех астрологов, крутятся вокруг этих четырех цветов и все они едины в одном, - наряд должен быть блестящим, как в прямом, так и в переносном смысле.
Змея, это в первую очередь – женщина (да простит меня прекрасная половина), т. е. символ всего таинственного, загадочного, непредсказуемого. Поэтому одеваясь к празднику, постарайтесь выглядеть соответственно – загадочный макияж, в восточном стиле, длинное блестящее платье (можно с блестками, в виде чешуи). Макияж и прическу, нужно делать в соответствии с нарядом, т. е. яркими и блестящими - цветные пряди, лаки с золотыми и серебряными блестками и главное – никаких сумочек, обуви или аксессуаров из змеиной кожи.
Во многих восточных сказках, змеи являются стражами сокровищ, а значит, не равнодушны к драгоценным украшениям. Соответственно и вы можете использовать их по максимуму.

 

 

 

Что приготовить в год змеи?

 

Змеи - хищники, поэтому главное блюдо желательно приготовить из мяса, рыбы или птицы. Настоящим хитом вашего стола может стать новогодний салат или закуска в форме змеи.

 

 

 

Если на приготовление чего-то сложного нет времени, можно сделать простую змейку, из огурца или киви.

 

 

 

 



 

 

 

Календарь

« Апрель 2011  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

21 Апреля 2011 в 18:25

Пасха

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии.
Полнолуние(Y) = 21 марта + [(19·[Y/19] + 15)/ 30].
где [a / b] — остаток от деления нацело a на b.
Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте;
Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.
Формула Гаусса вычисления Пасхи: [a/b]-остаток от деления;
a = [19·[Y /19] + 15) /30] (например, [2007/19] = 12, а= [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние(2007)= 21 марта+3=24 марта)
b = [(2·[Y /4] + 4·[Y /7] + 6·a + 6) / 7] (например, [2007/4]= 3, [2007/7]=5, итак для 2007 года b=1)
Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае — (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)
Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX—XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).
Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования — не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа — следующий день после Троицы.

Можно самостоятельно вычислить сроки Пасхи. Немецкий математик Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д. Каждая буква равняется следующему значению:
а — остатку от деления числа года на 19;
б — остатку от деления числа года на 4;
в — остатку от деления числа года на 7;
г — остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;
д — остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в +6г + б.
Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.
Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.
Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + + д.
Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д — 9.
При расчете не следует забывать, что в 1918 году наша страна перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.
Даты пасхального воскресенья
2008, 2009, 2010, 2011 - 2020годзап.вост.
2008 23 марта 27 апреля
2009 12 апреля 19 апреля
2010 4 апреля
2011 24 апреля
2012 8 апреля 15 апреля
2013 31 марта 5 мая
2014 20 апреля
2015 5 апреля 12 апреля
2016 27 марта 1 мая
2017 16 апреля
2018 1 апреля 8 апреля
2019 21 апреля 28 апреля
2020 12 апреля 19 апреля

Категория записи: Свободные темы

1 Марта 2011 в 14:12

Наверное, многие из вас не знают историю праздн...

Наверное, многие из вас не знают историю праздника, который мы так рьяно и ежегодно отмечаем 8 марта. А начиналось все так.

Уже в древнем Риме существовал женский день, который отмечали матроны. В этот день матроны - свободно рожденные женщины, состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. И кроме этого, хозяйка дома, позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Прошло немало времени. Женщины решили изменить свою жизнь, бороться за равноправие с мужчинами.

8 Марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам города, протестуя против низких заработков и плохих условий труда.

В 1908 году уже их внучки требовали в этот день запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. В 1910 году в Копенгагене на Международной конференции женщин Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать Международный женский день 8 Марта – в память о давних нью-йоркских событиях.

В России же этот день празднуется с 1913 года, и очень прижился, хотя некоторые страны и не считают его праздником. Кстати, и нерабочим днем он является не во всех странах.

Больше всех все-таки повезло римлянкам: замечательный день Любви, Красоты, Весны, посвященный женщинам, является у них праздничным много веков. Пожалуй, стоит подсчитать, сколько таких дней задолжали мужчины россиянкам. А сколько подарков мы не дополучили!..

Категория записи: Свободные темы

1 Марта 2011 в 14:03

8 марта - Международный женский день

8 марта — Международный женский день (International Women's Day) — всемирный день женщин, в который отмечаются достижения женщин в политической, экономической и социальной областях, празднуется прошлое, настоящее и будущее женщин планеты. Праздник отмечается Организацией Объединенных Наций, а в некоторых странах — России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Украине — этот день является национальным праздником.

В 1910 году в Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин (second International Conference of Working Women). Лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин (Clara Zetkin) выдвинула идею празднования Международного женского дня. Она предложила, чтобы Женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права.

Интересно, что идея проведения Международного женского дня впервые возникла именно в начале 20 века, когда промышленно развитый мир переживал период экспансии и потрясений, демографического бума и зарождения радикальных идеологий. Хотя существует мнение, что первый в истории «марш пустых кастрюль» текстильщиц Нью-Йорка, прошедший 8 марта 1857 года, стал одной из предпосылок празднования Международного женского дня.



В этот день женщины всех континентов, нередко разделенные национальными границами или этническими, языковыми, культурными, экономическими и политическими различиями, имеют возможность собраться вместе и вспомнить о традиции, которая олицетворяет собой, по крайней мере, девять десятилетий борьбы за равенство, справедливость, мир и развитие.

В Древней Греции Лисистрата ради прекращения войны организовала сексуальную забастовку против мужчин; во время Французской революции парижские женщины, выступавшие за «свободу, равенство и братство», организовали марш на Версаль, чтобы потребовать предоставления женщинам избирательного права.

Международный женский день — это праздник рядовых женщин, ставших творцами истории. Своими корнями он уходит в многовековую борьбу женщин за участие в жизни общества наравне с мужчинами.

Категория записи: Свободные темы

28 Февраля 2011 в 12:53

Масленница

 

Масленица 28 февраля - 6 марта (дата для 2011 года)



Что такое «Масленица»? Румяные блины, дружные песни, веселые пляски, хороводы, разнообразные игры, обилие вкусной сытной пищи!

Празднование масленицы.
Масленица – это проводы русской зимы и встреча такой долгожданной весны. Это праздник, любимый всеми, известный еще с языческих времен. Считается, что первоначально масленица была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Блины, круглые масляные и румяные – символ масленицы – подобие солнца, которого так не хватало всю зиму, символ победы добра над злом. Блинами зазывали солнышко, исполняли особые танцы, которые помогали весне победить зимушку-зиму. Всю масленичную неделю хозяйки пекли блины, ходили друг к другу в гости, поздравляли друг друга с масленицей, с масленичной неделей, а в воскресенье просили прощенье. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом.
Есть известное выражение «Первый блин комом». Знаете ли Вы, что оно означает? Имеется ввиду, что первый блин всегда принято было отдавать бедным, иначе он застрянет комом в горле. По другой версии Масленица начиналась с "масленых дедов". Язычники верили, что вместе с теплом, травами и птицами на землю возвращаются души умерших предков, которые будут помогать им весь год, поэтому первый блин обычно клали на «духовое» окошко - для душ предков: "На Масленице первый блин - за упокой".
Весна – начало новой жизни, продолжение рода, поэтому масленица – еще и семейный праздник. Поэтому для всей семьи супертосты приготовили поздравления на масленицу в стихах.
Масленица традиционно отмечалась на Руси широко, весело, с особым размахом, ведь после масленицы начинается долгий пост, когда нельзя будет не только есть, но и плясать и смеяться. Говорят, что именно в эту масленичную неделю надо хорошо повеселиться от души, чтобы потом весь год жилось счастливо. Всю масленицу сметана, масло, сыр, блины не должны сходить со стола.

Широкая масленица.
Последнее воскресенье перед масленицей получило название «Мясное заговенье» неспроста. Иенно в этот день разрешается поесть мясо последний раз, и в масленицу мясную пищу употреблять уже нельзя, но разрешается есть молочные продукты и рыбу. Ну и конечно, блины. Их пекут всю масленичную неделю, но особенно много с четверга до воскресенья. Эти дни и называются широкой масленицей.
Не надо забывать, что еда на масленицу в особом почете. Не зря же раньше говорили, что на масленицу нужно есть столько раз, сколько прокаркает ворона, или сколько собака махнет хвостом, подразумевая, что еда это самая важная форма жизни.
Широкой Вам Масленицы!

Пословицы и поговорки на масленицу.
С масленицей связано очень много пословиц и поговорок.
"Без блина не масляна"
"На горах покататься, в блинах поваляться"
"Не житье, а масленица"
"Масленица объедуха, деньги приберуха"
"Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить"
"Не все коту масленица, а будет и Великий Пост"

На масленицу веселились с утра и до позднего вечера, на главных улицах было принято устраивать широкие гуляния с песнями и плясками. Соломенное чучело – символ уходящей зимы – непременный атрибут масленицы. Раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан и в руки непременно давали посуду, на которой пекли блины.
Прощенное воскресенье – последний день масленичной недели. В этот день принято просить прощенье. В ответ обычно отвечают «Бог простит!» .

Категория записи: Свободные темы

28 Февраля 2011 в 12:51

Масленница

МАСЛЕНИЦА, Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название “Масленица” возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.

Неотъемлемой частью праздника, где бы он ни происходил, были катания на лошадях. В Вязниковском у. Владимирской губ. “на Масляной” всю неделю, “с утра до ночи” катались в санках на лошадях, обвешанных цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. К передку санок прикрепляли красные флаги на шестах. Из саней с упряжками образовывались длинные вереницы, они разъезжали по селению “с песнями и шумом”. По сторонам улицы стояли зрители, обменивавшиеся поклонами с проезжавшими. Озорники вваливались в сани на ходу и оставались в составе “поезда”.

В Тверской губ. (записи о селениях по реке Тверце) масленичное катанье на лошадях начиналось только с пятницы.

На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанью покупали сани. Все молодые парочки непременно участвовали в катанье. Девушки тоже добывали себе сани и, “насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую деревню, где назначается съезд”.

В такую деревню съезжались сотни саней. Даже девочки-подростки просили родителей запрячь им лошадь. Если не было саней, то запрягали в дровни. Катанье продолжалось здесь в течение трех дней. Имела значение одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы; за отсутствием своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Катанье, как и хоровод, было окружено определенной атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение.

В Тамбовской губ. (материалы Борисоглебского у.) катанье на лошадях также было принято в течение последних трех дней Масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком-либо местном центре. Так, в Ильинской вол. Ростовского у. (Ярославской губ.), где Масленицу праздновали с понедельника, кататься начинали в четверг: молодежь и мальчишки запрягали по очереди лошадей в розвальни и, ввалившись целой ватагой в сани, с песнями ездили по соседним деревням. Здесь, как и повсеместно, обязательным было участие молодоженов в масленичном катанье. Сани с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой деревне и “заставляла здороваться, то есть целоваться”.

Вторая часть катанья наступала в последнее воскресенье Масленицы — “прощальное”, в середине дня: в селе Ильинском собиралась молодежь со всей волости. Те, кто имел хороших лошадей и нарядную упряжь, разъезжали по селу, а те, кто не имел, водили хороводы с песнями и под гармошку. Катанье на лошадях, как и все гулянье приезжей молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу. Сигналом служил первый удар колокола к вечерне. После него, писала в Тенишевское бюро сельская учительница Краснораменская, все “буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь 5-10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост”. Поспешность разъезда была вызвана тем, что вечером Прощеного воскресенья катанья, как и хоровод, считались уже неуместными: наступало время просить друг у друга прошенья, начиналось заговенье на Великий пост. Для молодежи эта гонка из села по домам составляла острый заключительный этап праздничного катанья на лошадях, содержавший элементы спортивного состязания.

В пределах Ярославской губ. бытовал и иной вариант масленичного катанья, который отличался чисто женским составом катающихся. По материалам Пошехонского уезда он описан так: “В последние дни Масленой недели после завтрака запрягаются тройками, парами и одиночками розвальни, пошевни, и в них бабы и девки, засевши целыми кучами, чуть не одна на другую, разряженные и приглаженные, катаются нередко с песнями”. В Череповецком у. Новгородской губ., где Масленица праздновалась только три дня (пятница — воскресенье), и кататься начинали только в пятницу. Хозяева запрягали лошадей в сани, сажали множество желающих покататься — детей или молодежи — и разъезжали вдоль селения. Для многих из молодежи масленичное развлекательное катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни. В частности, молодые, повенчанные в последнее межговенье (от Рождества до Масленицы), обязательно должны были уехать в гости к родным жены, где та оставалась гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в гости.

В Тульской губ. (материалы с. Верхотишанка) молодые на первой после своей свадьбы Масленице катались вместе с молодицами и девицами своего семейства. В четверг вечером или в пятницу утром их брали в дом к родителям молодой, где они гостили три дня, постоянно выезжая с песнями посещать других родственников. В Костромской губ. так же, на фоне катания всей молодежи от одной деревни к другой, новобрачные ездили на лошадях в гости к родственникам. Катанье на лошадях по улицам с песнями на Масленицу отмечено и в сообщениях из Воронежской губ.

По материалам Тюменского у. прослеживается четкая возрастная смена катающихся в течение дня: открывалось оно “катаньем детишек самого малого возраста, иногда грудных”, — детей закутывали в шубы, тулупы, одеяла, вожжи давали тоже мальчику. Позднее выезжала молодежь, среди которой центральное место занимали молодожены. Затем катались “большаки, кондовые и богатые крестьяне”. С заходом солнца катанье прекращалось.

Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губ. (с. Архангельское, или Голышовка, Каратоминского у.) в 1854 сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывающий быт русских колымчан 1820-х путешественник Ф.П. Врангель с удивлением отмечал: “На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду”.

Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губ. большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с “перекладками” поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось “улицею” (раскатом), проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда “улицей” служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и “улицы” втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем.

Катались здесь с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4 — 10 человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя — несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром.

Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не только на Масленицу. Из Орловского у. сообщали в Тенишевское бюро, что зимой делают скамейки (то есть обливают их водой и замораживают) и ледянки (“подмороженные плетушки из решета”). На скамейке катаются парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Тем не менее, как писал житель с. Неделина Калужской губ., забавы при парном катании “отличались большим благородством и вежливостью”.

В Юрьевском у. Владимирской губ. (1853) молодежь каталась на Масленицу с горы на скамьях и буках — низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег.

Во многих русских селениях Тверской губ. всю зиму катались с естественных гор только дети — мальчики. С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня — “от мала до велика”. Девушки и парни выходили на горку нарядными. Катались на катульках — досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заостренных с одного конца. Здесь же молодежь пела песни.

В Череповецком у. Новгородской губ. долбленки из дерева, “похожие на большое корыто”, называли “корежками”. На Масленицу здесь на “корежках”, санках и шубах катались преимущественно подростки обоего пола.

Тверские “катульки”, а новгородские “корежки” в Ярославской губ. назывались “скачками” или “лодками”. Во всю длину (аршина полтора) толстой доски выдалбливали углубление — до двух вершков. Иногда делалось и сиденье. Дно “лодки” обливали водой дня за два до катанья, к носу привязывали веревку. В скачок садился один человек и, искусно управляя им, скользил по крутым и пологим склонам естественных возвышенностей. Такое катанье взрослой молодежи было принято здесь только днем.

По материалам Вологодчины описано парное и групповое катанье в течение недели Масленицы на шестах. На пологой горке укладывали параллельно жерди в виде рельсов, в полутора аршинах одна от другой, и обливали их водой. Катающиеся становились обеими ногами на одну из обледенелых жердей, брали друг друга за руки и скатывались вниз. Здесь же исполняли обычай, называвшийся “ездить бобром на молодом”. Совершался этот обычай тогда, когда на горке появлялся кто-либо из мужчин-молодоженов, приехавших в данную деревню на несколько дней — гостить, как полагалось, у родителей молодой. Знакомые молодожена притаскивали розвальни без оглобель, насильно усаживали на них молодого, к нему присоединялось человек десять, вскакивавших и на ходу, и вся компания шумно катались под гору.

В некоторых местах, по традиции, катанье с гор взрослых приурочивалось, как и катанье на лошадях, только к последним трем дням Масленицы. Такое ограничение отмечено, например, в описании 1850-х из Борисоглебского у Тамбовской губ.

В Ачинском и Енисейском уездах парни накануне Масленицы делали общую для всего селения высокую катушку — горку с политым водою ледяным скатом. Иногда сооружали несколько катушек — “поулошно”, если в селении были четко выраженные территориальные компании молодежи. В течение масленичной недели ежедневно под вечер на катушку собирались шумные толпы парней и девушек, ребятишек, молодух. Парни “выказывали свое молодечество”, спускались на санках “с головокружительной высоты”, посадив к себе на колени одну или двух девушек. Катались и группами на “кожуре” (шкуре) и дровнях. По другому, тоже восточносибирскому описанию, “молодняк собиратца на катушке, катаюца на санках, на лодках, на шкурках, на снопах соломы. Шутки идут, а другой раз до драки дело доходит”.

В Пермском крае во время катанья взрослых в последний день Масленицы парню, скатившему девушку с горы, дозволялось поцеловать ее. В некоторых местах Пермской губ. бытовало, как и на Вологодчине, катанье компаний мужчин с молодоженом: “Под вечер в воскресенье — последний день Масленицы — женатые мужики приносили на катушку большой широкий луб. На луб валили сперва какого-нибудь новожена (то есть женившегося в последний мясоед), на него пластом валили другого, за ним какого-нибудь третьего и так всего 15- 20 человек. Сверху уминал эту массу какой-нибудь молодец. Луб катился немного: сажен 5-6 при уханье и хохоте как зрителей, так и самих катающихся. Так катались весь вечер дотемна”.

В некоторых местах Архангельской губ. в связанных с молодоженами играх на горке участвовала и молодая. Здесь объектом внимания становились все пары, обручившиеся после предыдущей Масленицы. Молодожены подкатывали к горе на лошадях, и молодой сначала один поднимался на вершину, где его ждала компания холостых парней. Его усаживали в сани и начинали громко окликать молодую. Она поднималась на горку и садилась на колени мужа, обняв его одной рукой за шею. Парни не давали молодым скатиться вниз до тех пор, пока молодая не поцелует мужа назначенное число раз. Поцелуи считали громогласно; за промедление назначали штраф (должна поцеловать еще столько же раз) — все это называлось “солить рыжики на пост”, или “промораживать”.

Менее широкое распространение, чем катанье на лошадях и санях, имели в XIX в. среди сельской молодежи прыжки через костер и взятие снежного городка. Первое в зимнее время традиционно было связано со сжиганием чучела Масленицы в Прощеное воскресенье. Так, в Гжатском у. Смоленской губ. (данные Чальско-Дарской вол., селений Скугарово, Холмы и др.) молодежь обоего пола делала в последний день Масленицы огромную бабу из соломы, вывозила ее на больших санях за околицу и там сжигала; при этом прыгали через костер.

Судя по сообщению 1890-х годов из Череповецкого у., там через костер при сжигании Масленицы прыгали лишь отдельные смельчаки. Это кажется естественным, если учесть размеры костра в этом варианте: уже с утра Прощеного воскресенья мальчики-подростки свозили со всей деревни за ее пределы всякое старье — эта подготовка сама по себе составляла дополнительное развлечение. Собирали старые бочки, корзины, дрова — “в каждую избу заедут и что-нибудь выпросят”. В сумерках к этой огромной груде собирались взрослые, дети и поджигали ее. Это и называлось “Масленицу жечь”.

В Пошехонском уезде, где обычай “сожигать Масленицу” сохранялся к 1880-м почти повсеместно, материал для костра молодежь начинала собирать с первых дней Сырной недели: дрова, солому, хворост, старые кадки свозили в поле. В последний день, после вечерни, парни и девушки шли туда и зажигали Масленицу. Размеры такого костра, строившегося в течение недели, были несовместимы, по-видимому, с обычаем прыгать через него — о прыжках в этом описании нет и речи. После сжигания Масленицы просили прощения друг у друга, шли просить прощения у тех, кто не был в поле, затем спешили по домам — успеть “заговеть” до 12 часов.

В другом варианте (Ростовский у. Ярославской губ.) — через костер прыгали лишь мальчики, хотя собирали солому, деготь, дрова они вместе со взрослой молодежью. Собирались вечером, только перед самым сжиганием Масленицы. Девушки и парни стояли вокруг костра и пели: “Гори, гори, Масленица, Симионова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут пасху носить, будут яйца красить”. Потом молодежь с песнями возвращалась в деревню.

Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В.И. Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катанье с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения. По описанию 1-й половины XIX в., на Енисее на Масленицу парни строили ледяную крепость с воротами. Она была довольно высокой — в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник с позором отступал под возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы.

“Исстари в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа, — писал Ф. Зобнин о своем родном селении, — в последний “прощеный” день Масленицы делается “город”. На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля”. Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет “ломать город”. Как и во многих других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины, поведение участников подлежало непосредственному обсуждению.

На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и здесь проходила в “прощеный” день. К городку приходили все перед наступлением вечера.

Начиналась атака конников и пеших под предводительством “генерала”. Самый эффектный момент наступал после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях.

Во многих местах бытовал обычай съезжаться на Масленицу большими группами ряженых всадников. В Нерехтском у. Костромской губ. “в больших вотчинах в Сыропустное воскресенье сбирается съезд из нескольких сот лошадей под названием обоза, который известен в Ярославле под именем околка”. Верховые были одеты в соломенные колпаки и кафтаны.

В XVIII и XIX вв. получает распространение крестьянская масленичная комедия, занимавшая центральное место в празднестве. В ней принимали участие персонажи из ряженых — “Масленица”, “Воевода” и др. При этом зачитывались обширные стихотворные тексты юмористического или сатирического характера. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие-то реальные местные события, в качестве сатирического героя которых выступал масленичный блин. Это были местные крестьянские сочинения или городские, бытовавшие в сельской округе. Такие тексты переписывались, их включали в рукописные сборники.

Заканчивалась Масленица обычаем просить друг у друга прощения. В разных краях России сложились свои особенности, свой склад этого обычая, но суть всюду была одна — духовно-нравственное очищение через покаяние, через взаимное прощение прегрешений. После бурного веселья последней перед Великим постом недели обычай просить прощенья помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе.

Категория записи: Свободные темы

28 Февраля 2011 в 12:48

Широкая Масленица - Сырная неделя!Ты пришла нар...

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Категория записи: Свободные темы

4 Февраля 2011 в 12:00

День всех влюбленных

День Всех Влюбленных

Откуда пришел обычай праздновать День всех влюбленных?

День Всех Влюбленных.
 Истоки этого прекрасного праздника, когда миром правит любовь, следует искать в истории древней Римской Империи. Ученые говорят о том, что именно в это время наступал римский Новый год, совпадающий у римлян с началом весны. Как и все люди, римляне любили повеселиться и отмечали наступление Нового года пышными праздниками, представлениями и гуляниями. Значительное место в праздновании римского нового года отводилось новогодним гаданиям. И предавались этому делу отнюдь не только романтически настроенные барышни, но и вполне серьезные, деловые, как теперь принято говорить, бизнес вумен. Ведь результаты новогоднего гадания определяли весь успех (или неудачи) предстоящего года - урожай, карьера, финансовое благосостояние - разве можно ко всему этому относиться несерьезно! Если у нас девушки гадают на Святки, то в Европе отголоском древнего обычая осталась традиция гадать на имя суженого именно 14 февраля, в день Святого Валентина.

Приблизительно в это же время в античном мире праздновали Панургии - ритуальные игрища в честь бога Пана (в римской традиции - Фавн) - покровителя стад, лесов, полей и их плодородия. Пан - весельчак и повеса, прекрасно играет на свирели и вечно преследует нимф своей любовью.

Здесь же, в канун весны, римские матроны приносили жертвы и чтили Юнону - богиню материнства, брака, женщин и женской производительной силы. Как богиню плодовитости Юнону связывали с Фавном.

Все вышесказанное можно считать языческим вкладом в традицию празднования Дня Всех Влюбленных. Теперь настало время познакомиться с истоками легенд христианской составляющей любимого праздника, который назван именем Святого Валентина. Об этом священнике сейчас и поговорим.

Кто такой - святой Валентин?

Родился в III в. н. э. в г. Терни (Римская империя)
Валентин - священнослужитель, епископ г. Терни.
Занимался также частной медицинской практикой и научными исследованиями.
Доктор Валентин всегда был озабочен тем, чтобы лекарства, которые он предписывал принимать больным, имели приятный вкус.
Для придания восхитительно вкуса лекарствам он смешавал горькие микстуры с вином, молоком или медом.
Он промывал раны вином и использовал травы для облегчения боли.
В ходе кампании гонений императора Юлия Клавдия II против христиан пойман и отправлен в тюрьму. Обезглавлен 14 февраля 269 г.
Похоронен в Риме (по другим данным, часть мощей св. Валентина находится в г. Терни и в церкви св. Антония в Мадриде).
Знающие люди рассказывают, что он был хорош собой, добр и отзывчив, а также изрядно молод.

День Святого Валентина - праздник влюбленных - отмечается 14 февраля в Европе с XIII в. В США - с 1777 г. В России где-то с начала 1990-х гг.

О жизни реального христианина Валентина, собственно, почти ничего не известно, скудные факты трагической биографии выкраиваются из противоречащих друг другу легенд. Например, ходят слухи, что епископ Терни, будучи очень молодым человеком, оказывал юным влюбленным особое расположение - помогал писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся, дарил цветы молодым супругам. Арест его был якобы вызван тем, что римский император Юлий Клавдий II не позволял солдатам имперских легионов влюбляться и жениться, а Валентин тайно венчал легионеров. Когда Валентин сидел в тюрьме, он, опять же по непроверенной информации, влюбился в слепую дочь своего палача - и исцелил ее. Говорят, правда, что дело могло состоять и так: надзиратель попросил Валентина излечить дочь, а та уж и влюбилась в опального священника, прозрела. Перед казнью он оставил ей прощальную записку и подписался: "Твой Валентин". Отсюда и открытки-"валентинки" (в ходу с 1800-х гг.), и сам праздник.

Сейчас нет смысла спорить о том, как же на самом деле, все произошло, но несомненно одно - молодой христианский священник действительно погиб во имя самого светлого и прекрасного чувства, во имя Любви. И этой Любви было ему отпущено удивительно много на одну его короткую жизнь - любовь к Богу, любовь к прекрасной девушке, любовь к людям вообще, которым он помогал и как священник, и как врач, и как просто прекрасный человек с огромной, творящей добро душой.

О традициях праздника:

Неудивительно, что о Валентине не забыли и избрали покровителем Всех Влюбленных. Как христианский мученик, пострадавший за веру, он был канонизирован католической церковью. В Западной Европе день Святого Валентина отмечается с ХШ века, в США с 1777 года.

И в России стало одним праздником больше, хотя на Руси был свой праздник влюбленных. Он отмечался восьмого июля и был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии.

В день Всех влюбленных принято рассылать дорогим сердцу людям послания с объяснениями в любви, причем подписывать валентинки не следует, не надо оставлять и обратный адрес, какие-либо координаты отправителя, все должно быть загадочно: традиции праздника.

Британский рекорд количества пересланных "валентинок" установлен в 1988-м - 16 миллионов. В США в том же году в этот день покупали 24 тысячи роз в минуту. Счет электронных посланий в "Интернете" идет 14 февраля на миллионы.

В Англии после 14 февраля частных детективов засыпают заказами на установление личности отправителей. Услуга дорога - 500 фунтов, но платят: никто не хочет упускать свое счастье. А еще в Англии некогда существовало поверье, согласно которому первый мужчина, повстречавшийся девушке 14 февраля, должен стать ее Валентином, хочет она того или нет. Но молодые особы нашли выход из затруднительного положения: в этот день они гуляли с закрытыми глазами.

Правда, те же британцы в День святого Валентина посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, но и своим домашним животным. Наиболее любимы за Ла-Маншем собаки и лошади.

Символом Дня Всех Влюбленных по праву считаются и красные розы. Именно их принято дарить на День Святого Валентина. Корни этой традиции - в античном язычестве. Богиня любви Афродита, торопясь к возлюбленному, наступила на куст белых роз, поранила ногу и обагрила розы своею кровью. С тех пор красные розы - это символ любви и страсти.

Все ритуальные подарки на День Святого Валентина должны иметь форму сердца. Кроме открыток, это могут быть сладости, воздушные шары, подушечки и т.д. Поговаривают даже, что один гений-изобретатель Валентин (знакомое имя) придумал сладкие шоколадки разной формы. Не будь его, мы бы до сих пор ели-пили шоколад жидким, горячим и горьким. С подачи Валентина, шоколад стал одним из самых популярных валентиновских презентов. Вкусно и для зубов полезно.

Кстати, японки 14 февраля просто обязаны одаривать своих любимых и знакомых мужчин шоколадом. Каждая японка обязательно выложит $200-300 на подарки второй половине и коллегам по работе. А японцы в этот день соревнуются, кто круче по количеству подаренных сластей.

В этот день уместно признаться в том, что давно таилось на сердце. Некоторые утверждают, что в этот день женщина может подойти к милому ей мужчине и вежливо попросить его жениться на ней. Если он не готов к такому решительному шагу, то должен поблагодарить за оказанную честь и подарить женщине шелковое платье. Этот день - идеальное время для обряда обручения (не путать с браком!) и обмена обручальными кольцами.

Категория записи: Свободные темы

17 Января 2011 в 14:44

19 января, среда Крещение Господне

19 января, среда
Крещение Господне

Крещение - один из важнейших церковных праздников. В этот день Иоанн Креститель (Предтеча) крестил Иисуса в реке Иордан. Иисус Христос пришёл к нему из Галилеи. Когда Иоанн увидел Его, то узнав в нём Мессию, сначала хотел удержать Иисуса, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? . Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допустил Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и , отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. (Мф. 3:13-16)
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, также называют Эпифания, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось к Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.
В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.
У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как Царю приносится в жертву золото, как Богу - ладан, как Человеку - мирра. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара.

Категория записи: Свободные темы

4 Января 2011 в 14:42

Рождество Христово! Рождеств...

Рождество Христово!

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа — сына Божьего, Спасителя мира — начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление.

Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом. У Него не было ни колыбели, ни даже пристанища — Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями Богомладенца стали простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом, и волхвы (древние мудрецы), шедшие с дарами Царю Мира с востока. Вифлеемская звезда указала им путь в Иерусалим.

Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.

Из всех православных праздников день Рождества — самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.

Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники: ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества — рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво — постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.

Под окнами колядовала молодежь. Вот как об этой веселой забаве сказано у Н.В.Гоголя:
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила; глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Колядовать у нас называется петь подокнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин, или хозяйка, или кто останется дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат...

...Толпы парубков и девушек показались с мешками; песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блестит месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие только может внушать смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки, а на шалости сам лукавый подталкивает сзади. Шумнее раздавались на улице крики и песни. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю.

Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же умел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы, вместо колядки, отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!
Дайте вареник!
Грудочку кашки!
Кильце ковбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна поднимались, и сухощавая рука старухи высовывалась из окошка с колбасою или с куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик; один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и еще белее казался свет месяца от блеска снега!»

Колядовщики своими песнопениями желали хозяевам доброго здоровья, богатства, хорошего урожая, хозяйственного благополучия, а те одаривали их в ответ угощением и мелкими деньгами.

Вот какие колядки можно было услышать под окнами домов в этот вечер.

Обойдя множество домов и набрав мешок угощении, молодежь собиралась в чьей-либо избе на посиделки: расшалившиеся и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали на стол все, что наколядовали, и устраивали веселую пирушку. Подкрепившись, пели, плясали, вели разговоры. Тут наступало самое время появляться ряженым. Рядиться любили в зверей (традиционно центральной фигурой святочного маскарада являлся медведь) или в нечистую силу, которая врывалась в избу с криками и воплями, а вскоре выпроваживалась на мороз, посрамленная. Эта игра имела символическое значение: перед великим праздником Рождества необходимо очистить жилище от злых духов.

Под Рождество девушки гадали на свою судьбу. Бывало, гадали и юноши. Это время «перезимья» было для молодежи веселым и беззаботным: осенние полевые работы оставались позади, а пора прясть и ткать еще не наступала. Из глубины веков дошло до нас множество способов гадания. Гадать было принято под Рождество, но ни в коем случае — в день Рождества. Вообще для гадания больше всего подходят три зимних вечера: под Новый год, под Рождество и под Крещение.

Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.

С благословенным днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу. В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы — разбрасывали горстями овес, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток!», или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе!» Это действие способствовало тому, чтобы в Доме всегда был достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши. На Рождество принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов продолжались весь период, называемый Святками, который начинается в день Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18 января (5 января по старому стилю). Святки — значит «святые вечера».
Молодежь собиралась на посиделки, чтобы только веселиться — девушки даже не брали с собой рукоделия, — и развлекалась песнями, гаданиями и играми.

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Ряженые разыгрывали целые представления. Одно из самых популярных называлось «игрой в кузнеца». В дом входил «кузнец» — парень с перемазанным сажей лицом и с большим деревянным молотом в руках, а с ним — «старики» с приклеенными бородами. Сначала «кузнец» предлагал девушкам постарше «перековать» их на молодых, а когда те отказывались — принимался «перековывать» пришедших с ним «стариков». Один из них залезал под накрытую покрывалом лавку, а «кузнец» бил по ней молотом, и в результате вместо «старика» из-под лавки появлялся молодой парень. После того как все «старики» становились молодыми, «кузнец» принимался «ковать» девушкам подарки, а те должны были выкупать их поцелуями, перемазываясь при этом сажей на потеху всей компании. Играли также в «молчанку», в «фанты» и другие игры. Как правило, все они способствовали психологическому раскрепощению стеснительных молодых людей, которые в процессе игры могли познакомиться с девушками как бы «невзначай».

На протяжении Святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу.

Рождество Христово — всенародно любимый праздник. Сейчас, когда к нам вернулись подзабытые на время обычаи предков, мы снова посещаем Рождественские богослужения, отправляем детей колядовать, устраиваем дружеские посиделки за праздничным столом и с неподдельным интересом гадаем на свою судьбу... В этот праздничный день рассказывайте детям о том, как появился на свет Младенец Христос, полистайте вместе с ними Библию в картинках...

Ярко звездными лучами
Блещет неба синева...
«Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена,
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она...»
«Правда, сын мой.
В Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там вдали:
Светят в них дары святые —
Для людей благоволенье,
Мир и правда для земли...»
Г Гейне

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было
Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то.
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе,
Один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода,
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б. Пастернак

Категория записи: Свободные темы

28 Декабря 2010 в 01:04

Любимые стихи

 

 

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость - празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям...
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить...
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать...
Ну а мама все равно нас любит,
Чтобы не случилось - не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце - все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: "Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!"

 

Категория записи: Свободные темы

28 Декабря 2010 в 00:18

Моя радость




 (268x30, 14Kb)



 (268x30, 14Kb)

Категория записи: Свободные темы

27 Декабря 2010 в 23:21

Пусть заходит счастье в домутром, вечеро...

  Пусть заходит счастье в дом


утром, вечером и днем!!!
Пусть


                                                                                              

                                                                                               ZAYA             

Категория записи: Свободные темы

27 Декабря 2010 в 22:53

Счастливого Нового года



Счастливого Нового  года

Категория записи: Свободные темы

27 Декабря 2010 в 02:26

> С Новым годом! С Новым счаст...


>

   С Новым годом! С Новым счастьем!

Категория записи: Свободные темы

27 Декабря 2010 в 02:09

.Поздравления с Новым годом.


                          С Новым 2011 годом! 
Галерея_Дефне

Категория записи: Свободные темы

26 Декабря 2010 в 21:06

С Наступающим Новым годом!

 



   С Наступающим Новым годом!  

Категория записи: Свободные темы

26 Декабря 2010 в 19:17

Доченька

 
Доченька

Категория записи: Свободные темы

21 Декабря 2010 в 23:02

Мое солнышко < ;/tr>&l t;/tbody>Г...




 (416x17, 19Kb)
Мое солнышко
 (416x17, 19Kb)

< ;/tr>
&l t;/tbody>
Галерея_Дефне ;

Категория записи: Свободные темы

12 Декабря 2010 в 23:14

про сравнения

А зачем сравнивать? Каждый человек - индивидуален. Имеет свои взгдяды, вкусы, интересы..... Будь таким, какой ты есть. Совершенствуйся...

Категория записи: Свободные темы

7 Декабря 2010 в 20:50

про дорогое

Я думаю - жизнь

Категория записи: Свободные темы
12